В апреле 2020 года ситуацию усугубило падение рынка коммерческого транспорта, вызванного пандемией. В апреле загрузка ГАЗа упала на 70%, в мае и июне – на 50%. Из-за кризиса Павловский автобусный завод и автокомпонентные производства ГАЗа перешли на режим сокращенной рабочей недели. «ГАЗ находится в двойном кризисе — из-за санкций и падения рынка. Мы бьемся за то, чтобы сохранить людей. На ГАЗе работают специалисты высочайшей квалификации. Если мы потеряем кадры, от российского автопрома ничего не останется. Мы очень надеемся, что у ГАЗа будет поддержка», — отметил ранее председатель рабочих советов «Группы ГАЗ» Евгений Морозов.
Последствия санкций для Группы ГАЗ может иметь эффект разорвавшейся бомбы для российской автомобильной отрасли, включая поставщиков и смежников, с которыми работает Группа ГАЗ, а это свыше 500 тысяч человек. И, естественно, для самих заводов, входящих в компанию, на которых работают свыше 35 тыс. человек. Кроме того, это большой удар и по транспортному обеспечению страны – школ, больниц, социальных центров, для которых ГАЗ производит школьные автобусы, автомобили скорой медицинской помощи, транспорт для пассажирских перевозок, технику для малого и среднего бизнеса, различных отраслей народного хозяйства.
В июле Минфин США объявил о продлении санкций для Группы ГАЗ до января 2021 года. Как сообщал Интерфакс, это сопровождалось введением новых требований к российскому автопроизводителю. Теперь группа ГАЗ обязана в течение пяти дней после закрытия каждого квартала предоставлять Минфину США финансовые отчеты и протоколы заседаний совета директоров, отчеты о составе совета и изменениях в нем, а также списки любых планируемых и созданных новых совместных предприятий. Аналогичный порядок отчетности установлен для финансовых соглашений группы ГАЗ на сумму от 5 миллионов долларов и более.
Чтобы спасти ГАЗ, рабочие завода готовы стучаться во все двери. Для отстаивания интересов заводов работники предприятий Группы ГАЗ создали рабочие советы. Они написали письма в профсоюзы — американский и международный — с просьбой поддержать их и помочь в переговорах с американским правительством, чтобы снять с ГАЗа американские санкции. В прошлом году инициативная группа ГАЗа проводила митинг протеста у посольства США в Москве, чтобы донести до американского правительства, что санкции бьют не по конкретным бизнесменам из санкционного списка, как декларирует американское правительство в прессе, а по простым рабочим, трудовым коллективам, их семьям. Рабочие считают, что цель санкций, которые наложили на ГАЗ — стремление передать большую часть рынка коммерческих автомобилей под контроль американской компании Ford.
С апреля 2019 года в социальных сетях развернулся флешмоб #SaveGAZ, к которому присоединяются все, кому не безразлична судьба предприятия. Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ обращался в глобальный рабочий союз IndustriAll с поддержкой ГАЗовцев: http://www.industriall-union.org/russian-auto-workers-union-oppose-sanctions. В поддержку коллектива завода на производственной площадке ГАЗа прошел концерт симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Молодежь Ярославского моторного завода «Группы ГАЗ» записала рэп против американских санкций: https://www.youtube.com/watch?v=IRK0mibI_Dc&feature=youtu.be&fbclid=IwAR0TSPVD-gKkXA-V984TkNG9bsllvBQ83akwWas3yCNMAIXPSbT0tbIfC1k
В конце прошлого года работники ГАЗа проехали 4 тыс. километров из Нижнего Новгорода через несколько стран Европы в немецкий г. Дюрен на автомобилях «ГАЗель NEXT» с лозунгом на борту «Санкции останавливают прогресс». В Германии команда автопробега #SaveGAZ встретилась с представителями автомобильного комитета международного рабочего союза IndustriALL, Рабочие ГАЗа предложил внести резолюцию о проработке плана совместных действий по защите рабочих России и всего мира от разрушающего влияния санкций. Председатель рабочего совета «Группы ГАЗ» Евгения Морозов отмечал: «Мы проехали свыше 4 тыс. километров из Нижнего Новгорода в Германию, чтобы довести до профсоюзных объединений автомобильной отрасли всего мира и до широкой европейской общественности информацию о том, как санкции разрушают работу автомобильных предприятий и ставят под удар судьбы сотен тысяч людей. Рабочие не должны становится жертвами санкционной политики».
Рабочие ГАЗа не только бьются за судьбу своих предприятий, но и оказывают поддержку машиностроителям других стран. На днях в соцсетях появились сообщения, что рабочие советы завода ГАЗ хотят собирать средства для поддержки работников белорусского автопрома-партнеров типа БелАЗ, МАЗ, МЗКТ, т.е тех, с кем предприятия ГАЗа исторически работают, в случае, если текущая ситуация приведет к остановке заводов и рабочие останутся без заработка. При этом газовские рабочие не становятся ни на чью сторону в политических требованиях, но хотят помочь белорусам пережить тяжелые времена, потому что много лет работают с ними и потому что они по себе знают, что такое жить в неопределенности о будущем своего места работы.
ГАЗ – это крупнейшее предприятие страны, он всегда был больше, чем завод. Это - конструкторская школа страны, которая создавалась десятилетиями, это кузница кадров для отрасли, это династии, которые передают свой опыт от поколения к поколению. ГАЗ обеспечивает техникой грузовые и пассажирские перевозки, на машинах ГАЗ в 90-е вырос весь малый и средний бизнес и сегодня «ГАЗели» – это рабочие лошадки, которые кормят полстраны. И за всем этим стоят люди, которые работают на ГАЗе, у которых нет уверенности в завтрашнем дне.