"Отомстил жене, направив самолет в квартиру": истории страшных авиатаранов

До терактов 11 сентября подобные трагедии случались в СССР

19 лет назад весь мир пребывал в шоке, а многие жители Соединенных Штатов вдруг явственно осознали, что такое конец света. В центре Нью-Йорка два огромных авиалайнера, захваченных террористами, таранили высотки Всемирного торгового центра. Трагедия 11 сентября 2001-го остается едва ли не самым ужасным инцидентом с участием самолетов за всю историю. Однако случаи, когда крылатые машины случайно или по умыслу пилотов врезались в стены зданий, происходили и до, и после этого «черного» дня.

До терактов 11 сентября подобные трагедии случались в СССР
Столкновение бомбардировщика B-25 со зданием Эмпайр-стейт-билдинг

Один из самых нашумевших (в прямом и переносном смысле слова) случаев датируется 28 июля 1945 года. А произошла эта катастрофа совсем неподалеку от места гибели башен-близнецов ВТЦ.

Утром того июльского дня бомбардировщик ВВС США В-25, пролетая в сгустившемся тумане над Нью-Йорком, отклонился от курса и на скорости около 200 миль в час врезался в высочайшее здание города — небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг.

Тяжелая боевая машина ударила в стену здания между 78 и 80 этажами, пробив ней огромную дыру размером 5,5х6 метров. При этом сам бомбардировщик разрушился. Один из его двигателей, словно исполинское ядро, по инерции протаранил все здание и, сделав дыру в противоположной стене, пролетел еще около 300 метров. Этот тяжеленный «снаряд» рухнул на крышу одного из соседних зданий. Второй двигатель, пробив несколько внутренних перегородок небоскреба, на излете упал в шахту лифта.

Погибли 14 человек — в их числе трое военных, находившихся на борту бомбардировщика. Еще более двух десятков горожан, находившихся в момент столкновения в высотке и рядом с ней, получили ранения и ожоги. От удара В-25 пострадали несколько офисов в знаменитом небоскребе, где начался пожар. Однако пламя удалось потушить менее чем за час.

В целом конструкция высоченного здания от полученных повреждений серьезно не пострадала. Специалисты, обследовавшие его, пришли к выводу, что угрозы обрушения нет. И уже через несколько дней в большинство помещений на неповрежденных этажах Эмпайр-стейтс-билдинга вернулись люди. Ремонт повреждений, нанесенных небоскребу тараном бомбардировщика занял около трех месяцев и обошелся в миллион долларов по тогдашним ценам.

На американской земле зафиксированы и другие подобные авиа-инциденты, произошедшие по стечению трагических обстоятельств, но не связанные с чьими-то террористическими замыслами.

Один из последних по времени случился 2 марта 2019 года во Флориде. Утром этой злосчастной пятницы небольшой самолет с прикрепленным к нему рекламным баннером барражировал над городом Лодердейл. Из-за ошибки пилота крылатая машина врезалась в верхнюю часть 18-этажного здания. К счастью, относительно небольшая масса самолета и невысокая его скорость привели к сравнительно легким повреждениям постройки. Из числа находившихся в ней людей никто не пострадал. Единственной жертвой ЧП стал пилот. Самолет после удара о стену рухнул вниз и разрушился.

В октябре 2006 года четырехместный одномоторный самолет SR-20 врезался в 52-этажный жилой дом на Манхэттене. Удар пришелся в районе 20 этажа, погибли 4 человека. Значительных разрушений при этом не возникло, хотя начался пожар, из-за которого полностью выгорели две квартиры.

Катастрофа вызвала большой переполох. У всех в памяти еще свежи были воспоминания о трагедии 11 сентября 2001-го, и случившееся приняли вначале за подобный же теракт. В воздух даже подняли по тревоге несколько истребителей американских ВВС.

Расследование показало, что инцидент произошел из-за сгустившегося тумана и низкой облачности. У сидевшего за штурвалом пилота-любителя не было лицензии на полеты в такую погоду.

А вот Эндрю Джозеф Стэк из города Остин в штате Техас при помощи личного четырехместного самолета «Дакота» совершил страшное. 18 февраля 2010 года Стэк поднял его в воздух и уже не посадил . Пострадало четырехэтажное офисное здание, в котором располагались несколько федеральных правительственных служб. У Эндрю была при этом конкретная цель – офис, занимаемый Службой внутренних доходов Техаса. Во время столкновения самолёта со зданием погиб сам пилот и один из менеджеров, еще 13 человек получили различные травмы, были ранены. Уже после случившегося выяснилось, что Стэк разместил на своем сайте послание, в котором обвинил Службу внутренних доходов в «жадности» и «безумии».

Похожий акт был совершен в Штатах в 2002 году. 5 января 15-летний Чарльз Бишоп на угнанном самолете таранил здание Bank of America в Тампе. Кроме самого юноши никто не погиб, не было и раненых.

Теперь обратимся к аналогичным происшествиям, случившимся в нашей стране.  

22 октября 1975 года среднемагистральный пассажирский самолет врезался в жилой дом в центре Новгорода. Этот Як-40 совершал рейс из Сыктывкара в Ригу с промежуточной посадкой в аэропорту Новгорода. Однако из-за густого тумана лайнер сбился с курса и на подлете, снижаясь, пронесся над зданиями в центре города. Он зацепил, сильно повредив, крышу типографии на проспекте Карла Маркса и вслед за тем протаранил стену жилого дома на противоположной стороне улицы. Жертвами трагедии стали шестеро человек, из числа пассажиров и экипажа лайнера и еще пятеро тех, кто находился на земле.

В советской «воздушной» истории зафиксированы по крайней мере два случая преднамеренного тарана самолетами многоэтажных зданий. Впрочем оба инцидента не являются террористическими актами в «классическом» их понимании.

Одна из этих атак произошла 44 года назад в Новосибирске. Ранним утром 26 сентября 1976-го самолет Ан-2 протаранил жилую пятиэтажку на Степной улице. Удар пришелся на участок стены между 3 и 4 этажом, за которой находилась лестничная клетка. На фасаде образовалась дыра диаметром около двух метров. Самолет был сильно разрушен и упал к основанию дома, часть авиационного топлива выплеснулась и загорелась. В результате весь подъезд оказался охвачен огнем. Такое развитие событий привело к увеличению количества жертв и пострадавших.

В общей сложности погибли 5 человек (среди них и пилот самолета), еще 11 жильцов дома получили ожоги и травмы, — люди, пытаясь спастись от огня, вынуждены были прыгать из окон и балконов верхних этажей.

При расследовании трагического происшествия оказалось, что весь этот кошмар сознательно устроил пилот гражданской авиации Владимир Серков. Он работал в Западно-Сибирском управлении ГА и в то утро, обманув дежурных и диспетчеров аэропорта «Новосибирск-Северный», произвел несанкционированный взлет на самолете Ан-2.

Никого, кроме самого Серкова, на борту этого «кукурузника» не было. Пилот сделал несколько кругов низко над кварталами города, а потом направил борт прямо на пятиэтажку, находившуюся по адресу Степная улица, 43/1. Зачем? Оказывается столь ужасным образом молодой мужчина решил отомстить жене, которая незадолго до того прервала с ним всяческие отношения.

Окончательно уйдя от мужа, женщина вместе с ребенком вернулась жить к своим родителям на Степную. Серков, судя по всему, никак не мог смириться с расставанием с любимой. В итоге он решился сделать отчаянный шаг, а заодно и отомстить «предательнице».

Как выяснили следователи, у Серкова еще за несколько лет до трагедии начались проблемы с психикой: у него случился эпилептический припадок, потом ситуацию усугубили несколько полученных травм головы... Именно неадекватное поведение мужа в быту, регулярно возникающие скандалы и заставили его супругу в конце концов принять решение о разрыве отношений.

Уйдя к родителям, она подала на развод. Это произошло 20 сентября. А еще через пять дней Серков пришел, чтобы уговорить жену не уходить. Но из этого ничего не вышло. Встреча кончилась громким скандалом и даже рукоприкладством. Возмущенные тесть и теща выгнали незадачливого экс-зятя прочь.

Вот тогда у Серкова, видимо, и возник страшный план мщения. В ночь на 26 сентября он оставил в доме у матери записку, в которой объяснил, что и почему собрался сделать. Затем отправился на аэродром, где по заранее подделанным документам на вылет сумел получить ключи от Ан-2. Никого при этом не удивило, что командир воздушного судна отправился к самолету один, без второго пилота. Серков поднял машину в воздух не запросив, как полагается, разрешения у диспетчера. А когда наземные службы аэропорта попытались связаться с ним по радио, не стал давать никаких объяснений своему поступку.

Самовольный полет был недолгим. Уже минут через десять авиатор-мститель, сделав несколько кругов над домом на Степной, совершил непоправимое. Он метил в окна квартиры тестя и тещи, где теперь жила его жена с ребенком, но промахнулся (по одной из версий, точно нанести удар помешало растущее рядом дерево,  «морда» «кукурузника» проломила стену у соседней лестничной клетки). 

Некоторым жильцам этой части дома, которую быстро охватил огонь, пришлось прыгать с пятого этажа, в отчаянии бросив вниз детей. Их ловили у земли, растянув одеяла, сбежавшиеся из соседних домов люди, прибывшие по тревоге пожарные...

Отомстить в итоге не удалось: квартира, в которую он целился, пострадала от тарана и пожара, но в ней в тот момент никого не оказалось. А вот обитатели соседнего жилища — ни в чем не повинные люди (в том числе два ребенка), сгорели заживо.

Информацию об этой трагедии тогда никак не афишировали. Подробности стали известны лишь несколько лет назад. По мнению экспертов, причиной трагедии стала «нервно-психическая неуравновешенность КВС Серкова, обусловленная конфликтом в семье и скрываемым заболеванием нервной системы»... Дом, протараненный позднее отремонтировали, и в восстановленные квартиры заселились жильцы, в том числе и некоторые из тех, кто жил здесь до трагедии.

Очень похожий случай произошел четырьмя годами раньше, 27 марта 1972-го в городе Ворошиловград (нынешний Луганск).

Даже самолет был использован такой же – Ан-2. И угнал его тоже пилот гражданской авиации, командир воздушного судна. И цель у виновника происшествия была похожая: из-за возникших в семье неурядиц сделать непоправимый поступок, при этом отправив на тот свет собственную жену.

Хотя, возможно, в данном случае все происходило спонтанно, без предварительной подготовки. Экипаж «кукурузника» во главе с КВС Тимофеем Шовкуновым должен был выполнять почтово-пассажирский рейс из Ворошиловграда. Однако в последний момент вылет отменили из-за неготовности взлетно-посадочной полосы в пункте назначения. После этого Шовкунов отправил своего второго пилота завтракать, а сам направился к стоянке самолетов и сумел проникнуть в кабину другого Ан-2, тоже подготовленного к полету. Через несколько минут он, не предупредив диспетчерскую, поднял бjhn в воздух.

Шовкунов полетел в сторону городских кварталов, туда, где находился дом, в котором он жил с супругой. Даже не набирая высоты Шевкунов фактически на бреющем полёте добрался до этого четырехэтажного здания и с разворота нацелил Ан-2 в ту зону, где находилась его собственная квартира. Удар пришелся в верхний этаж. «Кукурузник» разрушил три квартиры и часть крыши. Разлетевшиеся в разные стороны фрагменты самолета вызвали пожар на чердаке.

К счастью, никто из жильцов не погиб. Жертвой воздушного тарана стал лишь сам летчик. В ходе проведенного расследования выяснилось, что у Шевкунова уже давно разладились отношения с женой, супруги часто ссорились, дело доходило даже до физического насилия. Последняя серьезная размолвка случилась накануне трагедии. Уже после случившегося вдова призналась, что муж в приступах гнева и обиды упоминал об идее закончить все сразу, спровоцировав авиационную катастрофу. Однако она не принимала всерьез такие «бредовые мысли».

Насколько готовы многоэтажные постройки к неожиданным таранным ударам самолетов?

Как пояснил «МК» строительный эксперт Михаил Наседкин, случай с тараном небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг заставил проектировщиков «особо высотных» зданий при определении необходимого запаса прочности конструкции учитывать возможность столкновения с небоскребом крупного самолета.

- Знаю, что при проектировании башен того же ВТЦ разработчики моделировали в своих расчетах ситуацию, когда в такую башню вдруг ударит авиалайнер. Правда, тогда, в середине прошлого века, габариты и масса даже самых вместительных «Боингов» были все-таки поменьше, чем их современных аналогов. Видимо, при тех расчетах запас прочности назначили не слишком щедро — решили сэкономить.

В результате удары «Боингов-767», которые захватили террористы 11 сентября 2001 года и направили на башни-близнецы, привели к куда большим разрушениям, чем те, что по-максимуму закладывали при проектировании зданий. А кроме того, несомненно, что роковую роль в обрушении этих небоскребов сыграл вспыхнувший после таранов сильный пожар. Из-за разгулявшегося пламени значительно повысилась температура, это привело к дополнительным деформациям несущих конструкций и потере ими прочности.

В этом смысле 75 лет назад Эмпайр-стейт-билдингу и находившимся в его помещениях людям очень повезло, что многоэтажный гигант строился на заре эпохи небоскребов, и его создатели на всякий случай все конструкции решили возводить прямо-таки в несокрушимом варианте, не пожалев на это денег и материалов. Важным фактом оказалось и то, что возникший при таране бомбардировщика пожар удалось быстро потушить.

Впрочем, возвращаясь к трагедии «одиннадцать - ноль девять», хочется отметить, что при всех уже упомянутых мной ранее усугубляющих факторах — большой массе самолетов, разыгравшемся пожаре, – я не могу все-таки исключать и возможности каких-то дополнительных повреждений конструкции небоскребов в результате воздействия заранее заложенных при подготовке теракта в башни ВТЦ специальных зарядов. Хотя в открытых источниках никаких официальных подтверждений этого следствие не дало.