"Все вымрем": мировые правительства попали в вилку с коронавирусом

Властям приходится выбирать между жестким карантином и экономикой

С ростом числа больных COVID-19 власти разных стран мира оказались перед дилеммой. Правительствам приходится балансировать между введением жесткого карантина ради жизни и здоровья граждан и сохранением социально-экономической стабильности. Ведь первый виток пандемии коронавируса радикально подкосил экономику. Мы проследили за дискуссиями на эту тему.

Властям приходится выбирать между жестким карантином и экономикой

По данным ВОЗ, в Европе ежедневно регистрируется от 40 до 50 тысяч новых случаев заболевания коронавирусом. И дело не только в более широком тестировании населения. «Сентябрьские показатели должны послужить тревожным сигналом для всех нас», - заявил директор Европейского бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) Ханс Клюге.

Но как реагировать на этот сигнал? Возрождать жесткие ограничения и гробить экономику? Или жертвовать жизнями граждан ради того, чтобы избежать гигантских экономических проблем?

Шведский вариант с мягкими ограничениями на фоне не слишком позитивной статистики по заболеваемости и смертности явно не выглядит панацеей. Но и возвращаться к влетевшим в копеечку локдаунам образца весны 2020 года тоже никто не хочет.

Во избежание карантина власти Франции точечно ужесточают ограничения в особо пострадавших от COVID-19 городах. Одной из последних мер стало нововведение для Марселя и соседнего Экс-ан-Прованса: там бары и рестораны должны полностью закрыться на две недели с субботы, 26 сентября.

Этот срок может быть продлен, если распространение вируса не начнет замедляться. Об этом заявил министр здравоохранения Франции Оливье Веран, подчеркнув необходимость принятия срочных профилактических мер во избежание ухудшения эпидемиологической ситуации по всей стране.

Решение закрыть бары и рестораны в Марселе, которое бьет не только по карману их владельцев и сотрудников, но и по всей местной экономике, было встречено критикой со стороны мэра города Мишель Рубиролы. Она написала на своей странице в Twitter, что речь главы Минздрава «потрясла и разозлила» ее. «С мэрией Марселя никто не советовался, - отметила Рубирола. – Ничто не оправдывает эти заявления».

Более позитивно на новые правила правительства реагировали чиновники здравоохранения и медицинские работники, которые смотрят на кризисную ситуацию со своей профессиональной «колокольни».

«К сожалению, мы подошли к тому моменту, когда нам пришлось, как говорится, закручивать гайки, - рассказал France Info Бруно Мегарбан, возглавляющий отделение интенсивной терапии парижской больницы Lariboisière. – Мы наблюдали значительное ускорение темпов распространения вируса и особенно сейчас заметное увеличение числа пациентов в отделениях неотложной помощи и интенсивной терапии».

Однако местные политики в Марселе указали на то, что уровень заражения COVID-19 несколько снизился за последнюю неделю, поэтому инициатива властей недостаточно учитывает негативные экономические последствия, которые последуют за закрытием ряда предприятий.

«Эти запреты чрезвычайно пагубно сказываются на экономике нашего региона», - говорится в заявлении главы региона Прованс-Альпы-Лазурный берег Рено Мюзелье. По его словам, закрытие ночных заведений «по существу равносильно возвращению к локдауну». Именно поэтому власти Марселя в четверг, 24 сентября, попросили о 10-дневной отсрочке до того, как эти меры вступят в силу.

«Если в конце следующей недели показатели снова начнут расти, мы будем готовы принять необходимые решения, - в свою очередь заявил на пресс-конференции заместитель мэра города Бенуа Пайан. –  Мы вымрем, если так будет продолжаться».

По всему Марселю владельцы баров и ресторанов, которые до сих пор пытаются оправиться от убытков, вызванных весенним общенациональным карантином, также выразили беспокойство по поводу последствий полного закрытия бизнеса во второй раз в этом году. «Они выбивают почву из-под моих ног, - рассказал изданию Le Parisien владелец пивного ресторана Кристоф, – Я надеюсь, что мы получим достаточную экономическую поддержку. Я не понимаю, мы что, подхватываем вирус только в барах и ресторанах?» «Коронавирус не циркулирует в торговых центрах, в парикмахерских, он циркулирует только в барах, - саркастически сказал Жак, владелец одного из марсельских баров. – Все это просто чушь». 

Тем временем, жесткие карантинные ограничения начали вводить и власти Испании. В шести округах и семи муниципалитетах, расположенных неподалеку от Мадрида, людям разрешено покидать дома исключительно по уважительным причинам. Испанцы могут отправиться на работу, на занятия в школу, к врачу или же явиться в суд по вызову. Аналогичные меры были приняты и в некоторых других частях страны, в том числе в Майорке.

«Мы хотим предотвратить полную блокировку, это было бы шагом назад и катастрофой для нашей экономики, - говорит глава автономного общества Мадрид Исабель Диас Аюсо. – Если мы все будем следовать новым правилам, наш регион быстро восстановится».

О волне банкротств на фоне возможного введения второго широкомасштабного карантина предупреждают и представители бизнес-ассоциаций Германии.  «Пятая часть всех компаний видит угрозу для собственного выживания, - заявил в интервью изданию Deutsche Wirtschaftsnachrichten президент Немецкого союза малых и средних предприятий Марио Оховен. – В случае еще одной блокировки свет определенно погаснет».

Предприниматель уверен, что экономические последствия будут гораздо опаснее, чем в первый раз.  «Продление выплат пособия за сокращение рабочего дня равносильно искусственному дыханию для больных людей, и только откладывает объявление о неплатежеспособности, - предупреждает он. –  Многие компании израсходовали свои финансовые резервы».

По словам Марио Оховена, за время пандемии экономика ФРГ пережила самый резкий спад со времен финансового кризиса 2008/2009 годов. Бизнесмены опасаются еще большей волны неплатежеспособности среди малых и средних предприятий.

Между тем руководитель союза сообщил, что немецкие предприниматели написали письмо федеральному канцлеру Ангеле Меркель, в котором предупредили о «серьезных последствиях» в случае объявления карантина. В стране также запущена онлайн петиция с требованием отказа от новых ограничений, которые способны оставить сотни тысяч сотрудников без рабочих мест.

Хотя число инфицированных COVID-19 в Германии стремительно растет, вторая общенациональная блокировка пока не входит в планы властей. «Сейчас, осенью, речь идет только об одном: индивидуальная ответственность, индивидуальная ответственность, индивидуальная ответственность, - заявил в на днях министр здравоохранения Германии Йенс Шпан. - Я думаю, что если мы сможем справиться с этим, то нам также не нужно будет говорить о карантине». 

Местные вспышки, впрочем, требуют решительных действий, добавил Шпан.

В Соединенном Королевстве ситуация несколько иная. Британский министр здравоохранения Мэтт Хэнкок недавно заявил телекомпании BBC, что «национальная изоляция была последней линией защиты», но также предупредил, что правительство «готово сделать все, что потребуется».

Количество заразившихся коронавирусом, как и число госпитализаций с COVID-19 в Великобритании растет уже несколько дней. Именно поэтому на прошлой неделе власти страны начала ужесточать карантинные меры. План британского правительства, как и в большей части Европы, состоит в том, чтобы искоренить источники инфекции на местном уровне. «Нация находится в переломном моменте, но у нас есть выбор, - заявил министр здравоохранения Великобритании Хэнкок в интервью телеканалу Sky News. - Выбор таков: либо все следуют правилам, либо нам придется принять дополнительные меры».

Приметой угрозы нового локдауна стало то, что некоторые сетевые супермаркеты в Британии возрождают практику ограничения продажи товаров первой необходимости (включая туалетную бумагу и санитайзеры), чтобы не допустить ажиотажа. Хотя запасов таких товаров на складах сейчас хватает, торговые сети говорят, что ограничения – это необходимая мера предосторожности.

И если еще совсем недавно британское правительство призывало людей возвращаться в офисы, то теперь Борис Джонсон развернулся на 180 градусов и обратился к британцам с просьбой по возможности работать из дома.

В Великобритании 24 сентября был зафиксирован рекорд по суточному приросту новых заболевших COVID-19 - более 6,6 тыс. новых случаев заражения. В общей сложности в стране за весь период пандемии выявили более 416 тыс. инфицированных. За последнюю неделю суточный прирост новых заболевших вырос почти вдвое: в прошлый четверг вирус был обнаружен у 3395 пациентов.

Несмотря на то, что тенденция выглядит довольной тревожной, британский премьер-министр Борис Джонсон заверил, что речи о «возврате к полной изоляции, которая была в марте», ни в коем случае не идет. Проще говоря, предприятия, школы и университеты остаются открытыми. При этом для страдающих от COVID-19 жителей, которые не будут соблюдать режим самоизоляции, предусмотрены гигантские штрафы -  вплоть до 10 тысяч фунтов. Со 100 до 1000 фунтов будет увеличен и минимальный штраф за нарушение так называемого «правила шести» – запрета на собрания компаниями свыше шести человек. 

На этом фоне объявленные главой правительства ограничения выглядят достаточно мягко. По всей видимости, это попытка премьера занять компромиссную позицию, примирив две стороны — тех, кто выступает за защиту британской экономики, которая во втором квартале 2020 года упала на 20,4%, и тех, кто настаивает на принятии более жестких мер.

Тем не менее, даже такая, казалось бы, нейтральная позиция не спасла главу правительства от критики.

Крайне негативную оценку действиям британского премьера дал глава Лейбористской партии Кир Стармер, отметив: «У премьер-министра были месяцы, чтобы подготовиться к этому, но вместо того, чтобы взять ситуацию под контроль, правительство потеряло этот контроль».

По мнению главы оппозиции, объявление в стране второго общенационального карантина будет отражением неспособности Бориса Джонсона руководить страной.

Между тем группа исследователей, в которую входит бывший член комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии Дэвид Майлз попыталась оценить ущерб от общенациональной блокировки. С одной стороны, ранние прогнозы, что Великобритания движется к спаду, не имеющему аналогов с начала XVIII века, оказались слишком пессимистичными. Вместо 14-процентного падения национального производства, последний прогноз Банка Англии говорит о 9,5-процентном сокращении, что, однако, как пишет The Guardian, делает его «худшей рецессией со времен окончания Первой мировой войны». Падение ВВП на 9,5% обойдется Британии в 190 млрд фунтов.

Предположив, что ВВП, очевидно, упал бы даже без формальной изоляции, потому что люди приняли бы свои собственные меры предосторожности, Майлз и его коллеги считают, что локдаун стал причиной двух третей ущерба – речь идет о сумме чуть менее 130 миллиардов фунтов (причем эти цифры не учитывают дальнейшие неудачи в экономике или расходы на здравоохранение и образование).

Читайте материал: "Cобянин заявил о серьезной ситуации с коронавирусом в Москве: добровольный карантин"

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру