Почему тренер Лазутиной оказался в тюрьме: спортивного функционера преследуют силовики

67-летний директор Центра подготовки сборных команд обвиняется в оформлении на работу спортсменов

До недавнего времени силовики не вламывались в дома выдающихся спортсменов и тренеров с обысками и вообще старались не лезть со своими оперативно-розыскными мероприятиями в мир спорта и высоких достижений. Но арест руководителя Центра спортивной подготовки сборных команд России Александра Кравцова, подозреваемого в растрате, все изменил. И ни заслуги известного тренера, ни ходатайства двух десятков федераций спорта, ни обращения олимпийских чемпионов не возымели действия — суд избрал самую жесткую меру пресечения. В зале заседания шептались: «А как иначе? Ведь дело ведет Второе управление ФСБ России!»

67-летний директор Центра подготовки сборных команд обвиняется в  оформлении на работу спортсменов

Почти месяц он находится в СИЗО, и за это время общественности так и не стало ничего известно о его «страшных» преступлениях, кроме того, что он вроде бы трудоустроил «мертвые души», среди которых его родственники. Сегодня, 2 ноября, судом будет рассмотрена жалоба на его арест.

Казус в том, что все эти близкие — сами выдающиеся спортсмены, чемпионы мира. В материалах дела про них сказано «якобы входящие в состав сборных команд России», но они не просто входили в сборные, но и приносили стране победы. Вряд ли об этом не знали силовики, но почему-то позволили себе уничижительное «якобы».

Как и за что заслуженный тренер России попал в разработку ФСБ — в расследовании обозревателя «МК».

Одна лыжная история

Для начала пару слов о самом тренере, ныне заключенном московского СИЗО №4 «Медведь», 67-летнем Александре Кравцове. Как шутят друзья, он родился с лыжными палками. Лыжи действительно его страсть с детства, он рано стал мастером спорта по современному пятиборью. Но потом ему больше понравилось тренировать, чем самому выступать, так что он вскоре получил статус государственного тренера по лыжным гонкам. Только один из ярких примеров: на протяжении одиннадцати лет тренировал многократную олимпийскую чемпионку и чемпионку мира Ларису Лазутину. К слову, она одна из первых написала обращение в суд, чтобы его не отправляли в СИЗО, а оставили до приговора под домашним арестом.

В 2005 году Кравцов стал руководителем делегации на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Германии, в 2006-м руководителем сборной на Олимпиаде в Турине.

Все спортивные школы и центры, которыми он руководил, становились лучшими в стране. Так что никто не удивился, когда в 2009 году он возглавил Центр спортивной подготовки сборных команд России. Чем занимается центр? Если в двух словах, то обеспечением национальных команд инвентарем, оборудованием, медицинской поддержкой, отправкой на сборы и соревнования. Неслучайно Кравцова называли главным «казначеем» от спорта.

— Мы познакомились с Кравцовым, когда я попал в российскую команду юниоров, — говорит российский лыжник, олимпийский чемпион Александр Легков. — В 18 лет я заболел желтухой, и тренеры поставили на мне крест. Но Александр Михайлович отправил меня в восстановительный центр, где проходят реабилитацию космонавты. Помню, он тогда был уверен: «Поправишься и будешь бегать быстрее всех!» Так и случилось. Своими победами я во многом ему обязан. А вообще любой спортсмен знает, сколько жизненных моментов возникает в процессе подготовки к соревнованиям (и это не только оплата труда, но и всякие справки, техника), которые надо решать, потому что без этого невозможно достойно выступить. Вот он и решал все эти вопросы. На его мобильник звонить можно 24 часа в сутки. Помню, когда ребята после Олимпиады захотели перейти ко мне в группу, чтобы мы вместе тренировались и выступали, он помогал.

Кравцов, к слову, входил в состав Организационного комитета по обеспечению подготовки российских спортсменов для участия в XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх в Сочи, был главой российской спортивной делегации на зимней Олимпиаде.

С 2014 по 2018 год он еще одновременно был главой Союза биатлонистов России, но, прямо скажем, без особого успеха.

Близкие показывают его многочисленные награды, неформальные фото с Владимиром Путиным. Руководство страны ему доверяло. Уже новый министр спорта не так давно продлил срок полномочий на посту директора центра еще на 4 года.

Перед законом, ясное дело, все, включая чемпионов мира и их тренеров, равны, но основания для ареста спортивного руководителя такого уровня должны быть вескими. Может, он за взятки включал в сборные России плохих спортсменов? Или, того хуже, приторговывал нашими спортивными секретами за рубеж?

«Нам, чемпионам мира, в дворники идти?»

В распоряжении редакции оказался документ, который лег в основу возбуждения уголовного дела. Это постановление о результатах оперативно-разыскной деятельности, подписанное руководителем Второго управления ФСБ, которое «курирует» спорт. Там нет ничего, кроме подозрения в незаконном трудоустройстве Кравцовым 13 лиц (вроде как числились фиктивно, трудовые функции не исполняли, одним словом, «мертвые души»). Часть из них — родственники Кравцова.

Цитирую: «По надуманным основаниям трудоустроены близкие родственники — две дочери, зять и внук, якобы входящие в состав сборных команд России по различным видам спорта».

Итак, посмотрим, что значит «якобы».

Зять, Сергей Новиков, — член сборной лыжников России с 1999 года. В 2000-м он занял первое место на спринтерской гонке на чемпионате мира в Словакии. В 2006 году принес «бронзу» на Кубке мира, в 2007 году команда россиян, в которой был Новиков, получила «золото» на Кубке мира в Давосе. 2013 год — Новиков победил на Кубке Восточной Европы. Вообще в период с 2000 по 2014 год он в составе российской сборной по лыжным гонкам выступал на этапах Кубка мира, где становился победителем или призером. После 2014 года — член расширенной сборной команды России.

Внук, Дмитрий Новиков, — член сборной команды России по практической стрельбе. В 2017 году стал чемпионом мира в дуэльной стрельбе, получил «бронзу» за личное первенство. В 2019 году взял «золото» в чемпионате Европы (в Сербии) и «серебро» на чемпионате мира по карабину (Швеция).

Дочь, Евгения Кравцова, — взяла «золото» на чемпионате мира среди юниоров, в 2003 году — призер чемпионата мира среди молодежи, 2009 году — «бронза» по биатлону на Кубке Европы, с тех пор неоднократный призер этапов Кубка Европы.

Дочь, Елена Новикова, — мастер спорта по лыжным гонкам, тренер.

— Дед научил меня кататься на лыжах в три года, — говорит Дмитрий Новиков. — Каждые выходные он брал меня с собой, мы тренировались. Сначала он отвел меня на фигурное катание, но понял, что ничего у меня не получится, и забрал. Потом отвел на плавание. И к стрельбе он меня приучил. В детском парке был аттракцион-тир, мы там с дедом по бутылкам стреляли. И оказалось, у меня к этому талант. С 2013 года я стал профессионально тренироваться. Как спортсмен я долгое время получал только деньги на патроны и аренду зала, а уже когда стал чемпионом мира, мне выдавали зарплату в 60 тысяч.

«Если отец (дед) возглавляет Центр подготовки сборной, то нам что, уходить из спорта?» — примерно так говорили близкие Кравцова. Но одно дело — быть просто спортсменами, другое — трудоустроенными своим родственником и не выполняющими своих должностных обязанностей. Так считает следствие, но что могло быть в действительности?

Шесть квадратных метров «преступления»

Всегда есть тот, на чьих показаниях строится обвинение. И тут нельзя не упомянуть об одном совпадении. В начале 2019 года министр спорта переслал генпрокурору РФ материалы проверки доходов и расходов заместителя директора центра Александра Афанасьева и его супруги (судя по документам, не все там «срасталось» и слишком много вопросов возникало). Одновременно он направил Кравцову письмо, заканчивающееся словами: «Информацию об освобождении Афанасьева от занимаемой должности прошу предоставить мне до 10 января 2019 года». Кравцов поручение выполнил и уволил своего зама. А сразу после этого в течение 2019 года и восьми месяцев 2020-го в Центре спортивной подготовки сборных команд России прошло больше двадцати проверок в отношении деятельности.

Все нарушения, найденные Генпрокуратурой и Счетной палатой, ФАС и т.д., в итоге были объединены и рассмотрены на заседании специальной комиссии Министерства спорта. Перечисляю их:

«— Кравцов не отразил в сведениях о доходах за 2016 и 2017 годы наличие машины «Тойота Ленд Крузер» и нежилого помещения площадью 5,8 кв.м.

— Не уведомил о возникшем конфликте интересов при премировании себя и своих дочерей, и вообще в связи с тем, что они работают в ЦСП.

— Получил доход от Союза биатлонистов и Федерации лыжных гонок».

Из должностных обвинений почти все рассыпалось. Оказалось, машину Кравцов купил позже, в 2018 году. В 2016 году было заседание комиссии, где принято решение об отсутствии конфликта интересов в связи с тем, что в ЦСП работают дочери Кравцова, поскольку он не был их непосредственным начальником. А помещение почти в 6 квадратных метров он действительно не указал, думал, что оно относится к его гаражу в 17 кв.м.

Как бы то ни было, 15 августа 2019 года, согласно протоколу заседания комиссии Минспорта, 5 голосами «за», при 0 — «против» и 4 — «воздержавшихся», принято решение о мере дисциплинарного взыскания в виде выговора. Все думали, что на этом разбирательство закончится. Но нет, оно переросло в уголовное дело.

Кравцову в итоге вменили растрату денежных средств в особо крупном размере в сумме 14,5 миллиона за период с 2014 по 2017 год. По версии следствия, эти деньги он растратил путем незаконного перечисления заработной платы ряду лиц, включая своих родственников. Единственным свидетелем, согласно протоколу допроса о нарушениях, является Афанасьев. Цитируем:

«Числилась его дочь аналитиком примерно с 2010 года, а до этого времени в должности спортсмена. Работу аналитика, возложенную на нее должностными обязанностями, она не исполняла. Об этом я могу судить по тому факту, что ей не предоставлялось рабочее место и не оформлялся электронный пропуск». Такие же показания Афанасьев дал по другим аналитикам, не являющимся родственниками, но трудоустроенными так же, как он полагает, фиктивно.

Что объясняет сам Кравцов, который вины своей категорически не признает? Уверяет, что никаких «мертвых душ» на самом деле не было. Все эти люди нужны были центру для подготовки спортсменов, при этом им необязательно было находиться в ЦСП, чтобы выполнять работу. Вот, к примеру, взятая на должность аналитика член экспертного совета Минспорта Осипова.

«Она — главный специалист-биохимик, единственный в своем роде, правильно оценивающий переносимость нагрузок спортсменами в тренировочном и постренировочном процессе через развернутую формулу биохимии крови», — пояснял Кравцов следователям. Сама Осипова давно, когда были проверки Минспорта, объясняла, чем занимается и как. По ней и по всем остальным аналитикам дали разъяснения президенты спортивных федераций, для которых они работали и в чьем непосредственном подчинении находились.

Отдельный вопрос был у следствия по поводу зятя-чемпиона Новикова. Он ведь работал участковым в системе МВД и одновременно числился в ЦСП спортсменом-инструктором. Следствие считает, что так быть не должно.

— В наших правоохранительных органах трудится немало спортсменов, которые выступают за Россию на чемпионатах разного уровня, — говорит коллега Кравцова. — Почти все они состоят и в штате спортивной организации, получают там зарплату за то, что параллельно сами тренируются и тренируют молодежь. Выходит, ФСБ считает, что все они преступники? Тогда пусть начнут с себя — у них есть такие сотрудники.

В общем, обвинение в том, что 13 «мертвых душ» за 4 года получили 14,5 миллиона рублей в качестве зарплаты, многим экспертам кажется странным. И уж точно оно вряд ли заслуживает того, чтобы было инициировано ФСБ.

— Им что, нечем заниматься, кроме как считать, какой аналитик нужен спортсменам, а какой нет, и как он должен работать? — возмущается все тот же коллега. — Как они вообще могут оценить это, не являясь специалистами в области спорта и высоких достижений? Выходит, настоящие эксперты, в том числе в лице Минспорта, вины Кравцова не видят, а чекисты видят? Выходит, министр ему продлевает полномочия, а они его — в тюрьму?

Вполне допускаю, что есть во всемогущественном ныне ведомстве гении спорта. По словам Кравцова, незадолго до его ареста к нему приходили два «куратора» (ФИО есть в распоряжении редакции) и прямо сказали, что ему надо покинуть пост. Наверное, у них были свои резоны и более успешный кандидат на примете. Но, может, стоило тогда убедить министра расторгнуть трудовой договор с Кравцовым? Или в арсенале у них только один проверенный метод — обыски на рассвете и помещение в СИЗО?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28406 от 3 ноября 2020

Заголовок в газете: Спорт высоких задержаний

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру