"Опять стрелять начнут": после громкого убийства в Выборге приготовились к худшему

"Лучше точно не будет"

На позапрошлой неделе неизвестный снайпер одним выстрелом убрал многолетнего «хозяина» Выборга Александра Петрова. Прощались со знатным горожанином три дня - гроб с телом выставили в местном Спасо-Преображенском соборе в понедельник, 26 октября, а отпевали в среду, 28-го. Корреспондент «МК» отправился в Выборг, чтобы посмотреть, как город переживает уход эпохи Петрова.

"Лучше точно не будет"
Фото: gazetavyborg.ru.

Выборг – небольшой и очень своеобразный город у российско- финской границы – затих. Где-то в верхах наверняка крутятся- вертятся интриги, а у обычных горожан после таинственного убийства «хозяина» возникло ощущение вакуума – говорят, «ушла эпоха», а что дальше – пока непонятно. За неделю до убийства Петрова задержали главу города Геннадия Орлова. Явно грядёт передел. Пока же можно подвести итоги «хозяйствования» Петрова в этом старинном шведско-финско-русском городе

Спорт под «крышей»

Утренние электрички Петербург – Выборг по субботам битком, поэтому я решаю ехать «Бла-бла-каром». И наверняка, если водитель едет из Петербурга в Выборг субботним утром, значит он, скорее всего, выборжец, работающий в Петербурге, и может рассказать что-то о Петрове. Так и вышло.

Едем мы сперва по «дороге смерти» - трассе «Скандинавия», но там ремонт - сворачиваем на параллельную, узкую извилистую дорогу. Спрашиваю о Петрове, и первое, что вспоминает водитель – про не совсем законную деятельность «хозяина». Взять выборгскую группировку «МС-47» («Молодые спортсмены 47 региона» - это код Ленинградской области). Если вам кажется, что группировка –это что-то из девяностых, то я вас удивлю:  «спортсменов» «повязали» не так давно, весной-летом 2015 года, причём на деятельность ОПГ бизнесмены жаловались самому Владимиру Путину. Тогда писали, что «спортсмены» «крышевали» челноков (тех, кто возит через российско-финскую границу товары для продажи), занимались поджогами, вымогательствами. Тогда же, в 2015 году была памятная проверка Ленобласти Генпрокуратурой, после которой оставили должности  прокурор Выборга Олег Минаев, руководители местного МВД и таможни. А  о махинациях выборгской таможни ходили легенды…Причём тут, спрашивается, Александр Петров? Да, в общем. ни при чем, кроме того, что он-то как раз местных спортсменов всегда пестовал, руководил спортклубом «Фаворит», сам боксировал.

Ещё про одних «спортивных» ребят говорят в Выборге –  про местный ЧОП «Приоритет». Мой попутчик вспоминает, что ещё недавно чоповцы катались по Выборгу на массивных авто и делали что хотели, но потом «приехал ОМОН, их повязали, они потише стали». Сотрудников «Приоритета» обвиняли в избиении выборгского слесаря и вымогательстве у него денег за «крышевание». И дело было все в том же 2015 году.  «Приоритет» считается главным охранным предприятием Выборга – говорят, у офиса Петрова стояли именно сотрудники этого ЧОПа. Впрочем, в открытых данных о руководстве предприятия Петров не фигурирует.

Жуткая разруха стала визитной карточкой Выборга.

«Он был обычный мужик»

Сложно сказать, насколько лично Петров был причастен к выборгскому криминалу, но факт – криминала было много, а у Петрова в руках была не официальная власть, а, очевидно, нечто иное. Местные говорят, что без его ведома в городе ничего не происходило. Хотя конкретных комментариев большая часть горожан избегает, говорят: «да мы-то люди маленькие, лично его не знали, даже особо не видели, что мы можем сказать? Живём своей жизнью». Советуют расспросить старшее поколение – тех, кому шестьдесят лет и больше.

На площади у рынка – яркие палатки с сувенирами, средневековой реконструкторской атрибутикой и прочим, замечаю двоих пенсионеров у развалов со старинными и винтажными вещами. Думаю – вот оно, старшее поколение. Пока торговец достаёт из багажника товар, спрашиваю, что он помнит про Александра Петрова. «Вы знаете, я военный пенсионер. Я в эти дела не лезу, и вообще - мне товар надо раскладывать».

Захожу на рынок (много говорили, что Петров начинал с того, что «следил» за рынками) – спрашиваю продавщиц, может, «хозяин» заходил? Визит Петрова вспомнила только одна женщина, и то – говорит, это было очень давно.

А вот про спорт здесь хорошо помнят. Работница небольшого магазинчика рассказала, что её сын занимается футболом, и юных спортсменов Петров всегда очень поддерживал. «Форма, соревнования, мероприятия - все согласования всегда шли через него, везде его имя было, он очень помогал.  Он же сам боксер, кандидат в мастера спорта, в девяностые ребят буквально сам из подвалов вытаскивал. Тогда же много уголовников из тюрем повыходило, тут такое творилось, а он всех строил. Говорят - бандит, депутат, но по-моему, он был обычный мужик. Зато у нас спорт в районе очень развит. А его убийство у всех вызвало шок. Ладно бы на каких-нибудь там разборках между собой. Но вот так, с киллером... Мы все гадаем, что это было».

Действительно, на фоне общей разрухи я нахожу во дворах свежие футбольные ворота, строят хоккейную коробку, рассчитывают и на крытое поле для футбола. Есть мнение, что благодарить за все это надо Петрова.

Вспоминает женщина и местный кинофестиваль «Окно в Европу» - «Он же (Петров - прим. ред.) все организует, всех расселит». Петров и правда занимался организацией фестиваля, который удивительным образом не был чисто местечковым явлением – сюда привозили статусное актуальное кино, гостей селили в лучшие местные отели, приезжали маститые столичные кинокритики. Многие мероприятия проходили в гостинице «Дружба», которая принадлежала Петрову и где он, говорят, «начинал» - работал электриком в восьмидесятые.

В «Дружбу» я тоже зашла, но там на вопросы о Петрове предсказуемо отказались отвечать. Хотя именно там, наверняка, ох как много воспоминаний о «хозяине». Зато я оценила гордую выставку портретов именитых гостей – среди них Станислав Говорухин (писали, что они с Петровым были добрыми знакомыми) и Жерар Депардье.

Страх, пронизывающий город

Впрочем, не только кино и спортом жил Выборг. Один из местных жителей вспоминает, как больше пятнадцати лет назад уезжал отсюда, чтобы пожить в Петербурге – «из-за постоянного чувства страха, понимаете? Он же (Петров – прим. ред.) весь город держал, везде, во всех ведомствах были его люди. Чиновники администрации чуть что – шли к нему в офис на втором этаже гостиницы «Карелия». У него там охрана стояла, такие бугаи, ни одного интеллигентного лица. Кто-то хочет открыть дело, бизнес – ему тридцать процентов отдавайте. Я не представляю, как у нас открывался, например, «Макдоналдс». И связи у него до самого Мурманска. Спорт – да, спорт он поддерживал. Но «хозяин» он никакой». 

Впрочем, в Выборге есть не только «Макдоналдс», но и много других крупных сетевых кафе и супермаркетов, и в выплатах Петрову «дани» никто публично не признается. Единственное, что неоспоримо – Петров числится в руководстве целой россыпи местных компаний, которые занимаются управлением имуществом, в том числе арендой.

«Говорят, грядёт передел, «под Москвой будем», - делится мнением другой горожанин. - У нас же сейчас везде Москва. Даже на таможне московские».

Высказывают и опасения, что «пойдёт передел, опять стрелять начнут – ведь у нас тут и азербайджанцы, и дагестанцы, и местные».

Женщина в книжном магазине на вопрос, не станет ли хуже после ухода Петрова, отвечает философски: «Ну, лучше-то нам точно не будет. Вы посмотрите, в каком состоянии город, вот уголовное дело завели  из-за того, что не поддерживали и не ремонтировали дома. По-моему, если уж у тебя есть ресурс, влияние, можно что-то оставить после себя, какое-то наследие. А мы капремонт с боем выбиваем. Вообще странно это – по телевидению, везде говорят, что вот, «убили хозяина». Как будто глаза нам открыли. Да мы-то уже тридцать лет тут в курсе».

Заработок на разрухе

Страшная выборгская разруха – одна из главных претензий к Петрову (в Выборге, кажется, принято именно «хозяина» благодарить за все хорошее и ругать за все плохое). Ведь город мог бы быть очень красивым – здесь единственный в России настоящий средневековый замок на острове, много северного модерна и вообще – почти заграница. Здесь иронично замечают, что это Петербург – пригород Выборга, а не наоборот. Большую часть истории Выборг был шведским и финским (в Финляндии и сейчас вовсю продают открытки с Выборгским замком), а окончательно частью РСФСР город стал только после Второй Мировой. При этом в самом центре многие памятники выглядят так, будто бомбить перестали вчера. Фото к этому материалу я делала в центре города, где гуляют толпы туристов. На руинах старого кафедрального собора начала XV века висит табличка, что он разрушен во время Второй Мировой. Внутри все поросло травой, а рядом – аккуратный памятник из чёрного камня с надписью сначала на финском, потом на русском языке: «Полевое кладбище города Выборга. В память о погибших в войне 1939-40 годов и захороненных здесь 108 финских воинов. Финляндское государство».

Одно из знаковых и самых модных зданий города, библиотеку архитектора Алвара Аалто, ремонтировали и реставрировали на финские деньги. На центральной улице Крепостной много лет стоит руина Дома Говинга – некогда блестящего образца северного модерна. Раньше он был просто затянут зелёной сеткой, потом рядом появился забор (надо думать, чтобы людям не прилетело по голове историческим кирпичом). Теперь часть улицы просто перекрыта. 

«У нас в Выборге сильный ветер, - объясняет местная жительница. –Иногда идёшь мимо, подует, и прям крошка, ошметки всякие летят – страшно». В последние пару лет реставрировали замок, башню Ратуши, Часовую башню, парк Монрепо – но занимались этим крупные петербургские компании, а деньги на реставрацию памятников федерального значения шли от Минкульта. Что касается местных властей, то  за неделю до убийства Петрова главу Выборга Геннадия Орлова задержали по подозрению в хищении из местного бюджета 700 млн рублей, на которые, по бумагам, якобы и провели работы по ремонту и поддержанию состояния зданий. По факту, считает следствие, никакого ремонта не было. Сейчас в отношении него возбуждено уголовное дело по факту «особо крупного мошенничества группой лиц по сговору». 

Судя по руинам – так и есть. Кроме тех мест, где вложились финны, у которых, очевидно, душа болит за свой Виипури (так в Суоми называют Выборг). Ещё бы – до 1940 года это был второй по величине город Финляндии. А теперь – просто ещё один «пригород Петербурга». При Орлове компания Петрова выигрывала тендеры местной администрации.

Чтобы на головы прохожих не упали кирпичи, улицу просто перекрыли.

Суши на обед

Зато в городе все в курсе, что «хозяин» был верующим. «Он на службе в храме стоял один, без охраны, и не для какой-то картинки это делал. За это его можно уважать», - говорит один из горожан. Прихожанин Спасо- Преображенского собора рассказал, как прощались с бизнесменом: «Отпевали в среду, хотя рабочее время было – полный собор людей стоял. Процентов девяносто – мужчины очень серьёзного вида». Пришел на прощание и находящийся под следствием экс-мэр Орлов.  

Есть в Выборге ещё одно место, которое называют «петровским». Это спорт-бар «Чемпион». Говорят, там бывал сын погибшего, пилот «Формулы-1» Виталий Петров. Место знаковое – во многих путеводителях «Чемпион» указан как один из первых спорт-баров в стране. И видно, что тут «намолено» - не броско или модно, а именно с историей. Шарфы футбольных клубов со всего мира, атрибутика. Спрашиваю у парня за барной стойкой, бывал ли тут Александр Петров.

- Бывал, заходил пообедать иногда. Но я-то с ним не знаком, он для меня гость.

- Может, футбол приходил смотреть?

- Нет, по вечерам его тут никогда не было. Только обеды.

- Было у него любимое блюдо?

- Да, суши.

В федеральной прессе называют Выборг петербургской Кущевкой, среди местных ходят самые феерические слухи о «хозяине». Бандит или благодетель? Добрый прихожанин или коварный «душитель» города? Вероятно, мы это поймём лишь на дистанции, когда увидим Выборг после «передела».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28417 от 17 ноября 2020

Заголовок в газете: Тяжкое время Выборга

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру