Назван владелец скандального памятника Аленке

«Официально скульптура не зарегистрирована как произведение искусства, просто вещь»

14 января скандальный памятник нововоронежской Аленке выставили на аукцион. Электронные торги назначены на 15 февраля. Стартовая цена арт-объекта - миллион рублей. Мы выяснили детали предстоящего действа.

Напомним, памятник Аленке открыли 18 декабря в Нововоронеже. Местные жители не оценили арт-объект. Подняли шум. Через несколько дней Аленку демонтировали и увезли в неизвестном направлении. С тех пор скульптуру никто не видел. Хотя судьбой монумента интересовались многие бизнесмены, политики, деятели шоу-бизнеса.

«Официально скульптура не зарегистрирована как произведение искусства, просто вещь»

Объявление о продаже арт-объекта «Аленушка» просмотрели почти 20 тысяч россиян. Организатор торгов Ольга Орлова рассказала о хозяине памятника.

— После демонтажа Аленки местные жители волновались, куда пропал памятник. А куда?

— Памятник находится в Воронеже, адрес указан у нас в заявке. (В документации указано, что арт-объект находится в Воронеже по адресу - улица Кулибина, 15В. Здесь зарегистрировано ООО «ЭГП», основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий – Авт.). Скульптура лежит на складе. 

— После демонтажа памятника его хотели доработать, лицо Аленки сделать нежнее. Почему отказались от этой идеи?

— Вопрос к собственнику и создателю арт-объекта. Про их мысли ни к нам.

— У памятника есть собственник?

— Собственником является индивидуальный предприниматель из Воронежа, он и выставляет на торги Аленку. Хочу пояснить, что Аленка не зарегистрирована как произведение искусства, она создана собственноручно и продается как имущество, просто вещь. Вот хозяин и выставил ее на торги за 1 млн рублей.

— Много желающих поучаствовать в торгах?

— Интерес к скульптуре присутствует. Люди звонят, узнают информацию. Что касается количества заявок — информация закрытая.

— Если я хочу принять участие в торгах, что нужно сделать?

— Зарегистрироваться, пройти аккредитацию, подать заявку на участие по конкретному лоту. Внести задаток – 100 тысяч рублей.

— Так много?

— Это небольшая сумма. Аленка не считается дорогим объектом. У нас выставляют лоты и по 800 млн рублей, тогда и задатки вносят более серьезные. Данная скульптура — обычный объект, ничего серьёзного.

— Как думаете, много найдется много желающих приобрести Аленку?

— Еще недавно интерес к Аленке был высоким, но со временем народ мог поостыть. Но своего покупателя, надеюсь, она найдет.

«Регионы захламлены памятниками»

Историк и создатель telegram-канала «Архитектурные излишества» Павел Гнилорыбов рассказал, откуда растут ноги у таких памятников, как Аленка.

— Как думаете, какая «красная цена» Аленки?

— Навскидку, цена подобным памятникам от 500 тысяч рублей до полутора миллионов, если они выполнены из бронзы.

— Нововоронежский арт-объект сделан не из бронзы, а из более дешевого материала.

— В таком случае, он должен стоить дешевле. Дело в том, что многие скульпторы уже давно перешли на работу с более дешевыми материалами. С одной стороны, это хорошо, потому что скульптура становится доступной. С другой стороны, дешевизна приводит к огромному количеству таких неоднозначных памятников типа Аленки.

В XXI веке произошло обесценивание самого понятия "памятник". В XIX веке, установка памятника считалось торжественным событием, которого ждали годами. В дореволюционной Москве насчитывалось всего 15-20 памятников. Открытие монумента становилось определяющим событием в жизни горожан, к этой дате было приурочено огромное количество различных праздников, торжеств, речей, научных конференций. В советское время было то же самое.

— Сейчас как?

— Памятники подешевели, есть возможность напечатать скульптуру чуть ли не на 3D принтере. Цены на памятники начинаются от 100-150 тысяч рублей, можно найти и дешевле. Это привело к тому, что улицы городов захламляются крайне неудачными скульптурами.

— Такими, как Аленка?

— Да. В стране процветает так называемая «гаражная скульптура», народная. Памятники ваяют мастера без должного образования, которые имеют кое-какие навыки владения сварочным аппаратом. Отсюда такое огромное количество кованых ворот, арочных мостов, которые установлены в парках через какую-нибудь канаву.

- Видимо, нововоронежский арт-объект делали такие же народные мастера.

- Скорее всего. Не удивлюсь, если мастерам ничего не заплатили. Зачастую такие горе-скульпторы готовы бесплатно работать. Им приятно, что их творения украшают улицы городов, есть у них доля тщеславия, могут похвастаться перед знакомыми, мол, видишь, в центре города стоит мое произведение. Я не призываю возрождать худсоветы, но минимальную цензуру памятники должны проходить. Наши регионы и так уже захламлены подобного рода памятниками. Хотя в Москве таких объектов тоже хватает. Сейчас в столице насчитывается 3200 памятников. Каждый год их появляется по 50-60 штук. Многие установлены во дворах школ, техникумов, вузов. Да и в самом городе появляется огромное количество памятников по самым значительными и незначительным поводам.

— Некоторые памятники похожи один на другой, Аленка хоть как-то отличалась.

— Сейчас приезжаешь в какой-нибудь райцентр, и видишь один и тот же набор памятников, которые тиражируются по всей России. Лидируют скульптуры Петра и Февронии и Николая Второго. Почти все они одинаковые, потому что их льют по одним и тем же лекалам. Новые памятники Сталину тоже все как под копирку. По моим данным, их до сих пор изготавливает один и тот же человек из Северной Осетии. 

Еще одна примета времени – лошади. Но скульпторы разучились делать лошадей, порой современный памятник с мужиком на коне смотрится странно.

До неприличия много Пушкина. Есть такие Пушкины, от которых хочется бежать. Удивляют меня некоторые памятники Гагарину. Порой смотришь на бронзового космонавта, и кажется, что он страдал десятком болезней. С Лениным такая же история – много монголоидных Ильичей, а недавно видел вождя с планшетом в руке – так неудачно была сделана газета.  

— В любом случае я впервые вижу, чтобы демонтировали памятник, потому что он не пришелся по душе горожанам.

— Мы привыкли к огромному количеству уродства на улицах, не замечаем их, привыкаем. В регионах такие странные арт-объекты становятся своего рода точкой притяжения, туристическим местом. Ведь если бы не уродливая Аленка, многие бы не узнали о существовании такого города, как Нововоронеж. На мой взгляд, зря ее убрали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28460 от 19 января 2021

Заголовок в газете: Памятник Аленке — это вещь!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру