В России готовится реформа учительских зарплат

«Учитель получает зарплату, а не вымаливает милостыню!»

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко публично признала: россказни о том, что учительские зарплаты подняты до высот, обозначенных майскими указами Путина, не соответствуют действительности. В действительности они малы, «и если их нынешний уровень сохранится, нам никогда не привлечь в школу лучшие кадры»,- констатировала она.

«Учитель получает зарплату, а не вымаливает милостыню!»

Итак, нарыв прорвался: «Мы должны стремиться к достойному уровню зарплат учителей... Майские указы не выполняются, а рост заработков педагогов идет за счет увеличения их нагрузки,- назвала вещи своими именами Матвиенко, - Необходимы единые требования к оплате труда педагогов!»

Сказанное вполне «тянет» на сенсацию. Представитель власти такого уровня не только впервые признал: с учительскими зарплатами у нас беда. Официально подтверждена необходимость новых подходов к их начислению и тем самым — порочность нынешней системы, отдающей этот вопрос на откуп местным властям — региональным, муниципальным и даже школьным. Минпросвещения лишь «рекомендует», чтобы общая сумма заработка педагога складывалась из 70% гарантированного оклада и 30% стимулирующих выплат.

Но на местах предпочитают этих «рекомендаций» не слышать и делят учительские деньги, как бог  или, скорее, черт на душу положит. Ведь доплаты чаще достаются друзьям, родственникам или приближенным образовательного начальства. А на голый оклад учителя не больно-то проживешь: в ряде мест он не дотягивает даже величины МРОТ  и иногда составляет, как признала вице-премьер Татьяна Голикова, 6-7 тыс. руб. в месяц. Вот вам и майские указы!

Впрочем, правительство, как сообщила Голикова, уже приступает к разработке новой, отраслевой системы оплаты труда учителей. Ее основой станет оплата по профессионально-квалификационным группам учителей (базовая часть) плюс единообразные доплаты по единому перечню: компенсационные (постоянные) и стимулирующие (переменные),. Ну а регионы к этому перечню смогут при желании (и возможности) добавить также свои выплаты. «Таким образом «дифференциация оплаты труда педагогов снизится»,- подытожила вице-премьер.

Правда, пока остаются нерешенные вопросы, признала она. Так, до сих пор «не сложилось единого мнения, не ниже чего должен быть оклад учителя за ставку в 18 часов — МРОТ или прожиточного минимума». Есть и опасения, не побегут ли к соседям учителя из регионов, где на свои доплаты не найдется средств. Но тут, считает Голикова, можно решить проблему, например, за счет предоставления учителям бесплатного жилья. Впрочем, введение новой системы оплаты труда — дело не быстрое, дала понять она. Возможно, поначалу перемены пройдут лишь в группе регионов, пожелавших стать пилотами. И многие, как выяснил «МК», хотели бы оказаться в из числе.

- Естественно, я бы хотел, чтобы мой регион стал местом для внедрения единой, объективной, независимой от руководства на местах системы оплаты труда,- заявил педагог из Курской области Александр Мамкин. - Учитель в конце месяца должен иметь возможность с калькулятором в руках до копейки подсчитать свою зарплату, а не униженно интересоваться, сколько «даровали» в этом месяце. Учитель – это высокообразованный профессионал. Он получает зарплату, а не вымаливает милостыню! При этом финансировать зарплату учителя надо из бюджета России. Наше государство предъявляет единые требования для учителей, единые ФГОСы, единые госэкзамены, забирает значительную часть налогов в государственный бюджет. Следовательно, именно государство должно взять на себя обязательство по созданию системы оплаты труда и выделению средств из бюджета. При этом средняя зарплата должна приходиться на одну ставку в 18 часов, а не на десяток. На мой взгляд, размер стимулирующих выплат может быть не более 10% от фонда оплаты труда. Не может премия составлять 30% от фонда оплаты труда – это абсурд и профанация! 

- Ясно, что нынешняя система плоха, - говорит столичный педагог, сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. - Но в предложенной системе сохраняются стимулирующие — а мы добиваемся, чтобы весь Фонд оплаты труда состоял из гарантированной оплаты, то есть базовой и компенсационной частей, а премии за особо хорошую работу выплачивались из внебюджетных фондов. Непонятно также, как новая система будет соотноситься с нормативно-подушевым финансированием школ. Никто из разработчиков об этом еще ничего не говорил, хотя это очень важно. Как совместить одинаковую минимальную оплату ставки с тем, что в школах разное количество учащихся и, значит, школы получают разное финансирование? Это было бы возможно, если бы финансирование учительских зарплат взял на себя федеральный центр, оставив регионам финансирование незарплатных статей и региональные доплаты работникам.

Есть и другой важный момент. Базовый оклад (оплата ставки часов), считает Луховицкий, «не должен выражаться в конкретной цифре: 20 тысяч, 30 тысяч. Он должен измеряться в МРОТ или прожиточных минимумах. Еще в 2017 году мы предложили сделать минимальную базовую ставку учителя (то есть без любых доплат, коэффициентов и проч.) равной двум МРОТ. Это обоснованное требование, оно позволить значительно снизить нагрузку на учителя, при этом повысив зарплату в большинстве регионов. Особо надо подчеркнуть, что это не отменяет региональных доплат, так что московские и камчатские педагоги не пострадают. При этом речь может идти именно о стоимости ставки - 18 часов в неделю. Больше всего мы опасаемся того, что это уточнение будет «забыто».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру