Исполинский экскаватор времен СССР: чудо размером с дом распилили

Любители старинной техники лишились одной из советских достопримечательностей

На протяжении последних лет это стальное чудище являлось неофициальной достопримечательностью Подмосковья — исполинский карьерный экскаватор "Такраф" высотой с пятиэтажный дом. Чудо-машина, каких при СССР было изготовлено лишь несколько штук, долгое время находилась в глухой местности — старом карьере под Егорьевском, чаще всего простаивая без работы. Чтобы увидеть экскаватор, сюда добирались сотни людей. Но теперь все это в прошлом: гигантскую машину распиливают на металлолом.  

Любители старинной техники лишились одной из советских достопримечательностей
Егорьевский абзетцер, июль 2020 года.

Для многочисленных любителей промышленного туризма здесь было культовое место – затерявшийся среди лесов песчаный карьер, где стояла «эта штука».

Официальное ее название: абзетцер – многоковшовый экскаватор Takraf ERs710.

Такую специализированную технику спроектировали и изготавливали специалисты из ГДР. Всего на заводе под Лейпцигом было выпущено, как утверждают знатоки, менее десятка столь исполинских абзетцеров. Один из них сделали по заказу СССР в середине 1980-х.

«Монстра» по частям доставили в Подмосковье и здесь еще долгое время собирали, налаживали: из-за наступившего в стране безвременья процесс шел отнюдь не быстро. В итоге «Такраф» начал работать лишь в начале 1990-х. Сперва он трудился на Егорьевском фосфоритном месторождении, разрабатывавшемся открытым способом. Однако после того, как спрос химической промышленности на это сырье упал, гигантский экскаватор перевели на другой участок «ударного трудового фронта» — абзетцер теперь черпал и грузил в вагоны кварцевый песок из карьера, который известен, как Лопатинский рудник.

Впрочем и добыча песчаного сырья стала постепенно сходить на нет. Как рассказывали завсегдатаи здешних мест, «Такраф» в последние годы чаще простаивал, чем работал. Последний всплеск его трудовой активности зафиксирован энтузиастами – любителями техники, весной 2019-го.

О чудо-машине автору этих строк еще на рубеже 2000-х рассказывал один из знакомых: «Колесил на велосипеде по лесным местам между Егорьевском и Воскресенском. Там в одной из «умерших» карьерных зон стоит огромная машина».

Интересно было самому посмотреть на такое чудо-юдо, но долгое время никак не складывалось. Наконец вместе с несколькими попутчиками мы снарядили экспедицию в заповедные егорьевские леса.

Первые несколько километров от шоссе ехали по ухабистым автомобильным проселкам, которые привели к запертым воротам полузаброшенной промзоны. На них висела нарисованная от руки табличка со стрелкой и надписью «К экскаватору», в обход ворот в ту сторону уходила тропинка. Рядом красовалось тоже рукописное объявление: «Проехать на автомобиле нельзя. Даже за деньги нельзя!»

Дальнейший марш-бросок по разбитым колеям, по песку растянулся на пару километров. Экзотики этому путешествию добавлял еще тот факт, что, как выяснилось, в этих глухих местах практически не работает мобильная связь, а ведь без нее многие ощущают себя неуютно - оторванными от цивилизации. Наконец вдалеке завиднелась, высовываясь выше леса, железная громадина.

Зрелище апокалиптическое, «марсианское». Сам экскаватор на фоне окружающей песчаной проплешины карьера смотрится каким-то фантастическим марсоходом. Сразу подумалось: вот здесь удобно было бы снимать какой-нибудь приключенческий фильм про пришельцев.

Подойти вплотную к цели нашей экспедиции оказалось невозможно: все подходы перегорожены металлическими оградами и красно-белыми лентами «волчатника». Впрочем, такую махину даже с расстояния в полсотни метров можно хорошо рассмотреть: восемь широченных гусениц-опор, корпус в несколько ярусов размером с хороший дом, трапы и мостики, как на корабле… 70-метровая гибкая стрела с 36 большущими ковшами опущена на тросах до самой земли, - будто исполинский динозавр, утомившись, приклонил голову на длинней шее.

Оказалось, что в это время мы здесь были не единственными посетителями. Рядом с «Такрафом» толпилось еще человек 20 интересующихся промышленной экзотикой туристов. Для них проводил импровизированную экскурсию мужичок в спецовке, – как нам стало позднее понятно, «по совместительству» сторож, охраняющий здешнюю уникальную технику.

Он объяснил, что абзетцер действительно сейчас стоит без дела. Но если появятся заказы на кварцевый песок, эту махину можно довольно быстро «оживить»: работники карьера заботятся о том, чтобы все механизмы были исправны. На вопросы о будущей судьбе экскаватора «экскурсовод» ничего конкретного ответить не смог. Мол, все будет зависеть от перспектив дальнейшей эксплуатации карьера. Но, конечно, машина эта уникальная, в нашей стране сохранился, кажется, еще лишь один такой «Такраф», и уничтожать подобный образец промышленной техники было бы очень жалко. Возможно, нынешним хозяевами суперэкскаватора удастся найти на него покупателя, хотя перевозка «семьсот десятого» на новое место весьма проблематичное дело: ведь проложенные раньше сюда подъездные железнодорожные пути уже разобраны.

Увы, теперь, менее года спустя, оправдались самые печальные прогнозы. Еще прошлой осенью блогеры-энтузиасты нашли в Интернете объявление о продаже немецкой махины за 40 миллионов рублей. Но, судя по всему, пристроить егорьевский экскаватор «в хорошие руки» так и не удалось.

А на днях в соцсетях попалось на глаза сообщение, скорее похожее на некролог «Такрафу». "Прекратил существование наш любимый абзетцер Takraf ERs710. Лыжники сообщают, что его порезали на металл, вероятно, скоро совсем разберут".

В качестве подтверждения столь печальной информации приведены несколько фотографий расчленяемого на куски «егорьевского монстра». Его превращают теперь в несколько сотен тонн металлолома.