Причиной бойни в казанской школе сочли дырки в системе

Подготовка к преступлению – уже преступление

Как сообщили СМИ, Ильназ Галявиев готовился к расстрелу родной школы примерно с февраля: обзванивал магазины, интересовался компонентами для снайперских винтовок. В апреле официально приобрел гладкий ствол.

Если это действительно так, то, увы, судя по всему, очень плохо сработали правоохранительные органы в Казани. Подобные массовые публичные преступления можно и нужно предотвращать. Ведь ни один злоумышленник не действует в безвоздушном пространстве.

Журналист «МК» как правозащитник в свое время проверял условия содержания двух подмосковных подростков, решивших расквитаться со своими учебными заведениями и соучениками, однако благодаря слаженной оперативной работе все их потенциальные жертвы остались живы.

Было бы только желание вычислить будущего убийцу в Интернете, но ведь у нас теперь гораздо проще сажать за перепосты и лайки...

Подготовка к преступлению – уже преступление

Рустам И., 16 лет. Осенью прошлого года члены ОНК МО навестили его в Серпухове в СИЗО-3. Симпатичный, темноволосый парень. Очень разумный, тихий и спокойный. Вспоминал о доме, говорил, что скучает по маме, что больше так делать не будет.

Старшеклассника обвиняли в приготовлении к убийству общеопасным способом (часть 1 статьи 30 УК пункты «а,е» части 2 статьи 105 УК).

Он не был похож на человека, способного желать смерти кому-либо. Собственно, он никого и не убил. Не успел убить. Его «засекли» во время переписки в одной из социальных сетей, когда он пытался выяснить, как можно отомстить одноклассникам.

По словам родителей, парень неоднократно подвергался школьному буллингу. Однажды, когда учитель вышел из класса, он перевернул парту и громко крикнул: «Чтобы вы сдохли!»

Как рассказывали родители, чтобы решить свою проблему, Рустам искал специализированные форумы и чаты в Интернете. Где тусуются такие же, как он, жертвы травли.

И вскоре нашел группу, обсуждавшую трагедию в американской школе «Колумбайн».

Среди тех, кто посочувствовал Рустаму, был и специально внедренный сотрудник ФСБ.

Конечно, это ужасно, что проблемами подростка первыми заинтересовались не мама с папой, а оперативники. Но хорошо, что хоть кто-то это сделал и вовремя!

Рустама задержали летом 2019 года, после проведения обыска в загородном доме, где он проживал вместе с родителями. В сарае у отчима парня силовики нашли топор, который, вероятно, мог бы стать орудием преступления.

В разговоре с правозащитниками в СИЗО Рустам искренне раскаивался в своих намерениях и говорил, что многое бы пересмотрел в своей жизни.

В конце прошлого года парня все-таки осудили. В основу обвинения были положены откровения в соцсети, при этом было доказано, что подсудимый никогда не приносил в школу ни нож, ни топор, который нашли в сарае.

Рустаму повезло: так как подготовка к преступлению преступлением еще не является, он все равно был осужден Дмитровским городским судом, но всего на год и десять месяцев, а так как большую часть наказания он уже отбыл – за решеткой в следственном изоляторе день идет за полтора, – то вскоре после вынесения приговора школьника освободили.

Когда об этом деле написали СМИ, многие возмущались: как же так, ведь он ничего еще не совершил, родители некоторых одноклассников его даже пожалели, ведь над мальчиком действительно издевались. Да, издеваться над слабым нехорошо, но интересно, как бы заговорили эти люди, если бы в итоге пострадали случайные жертвы – их дети?

18-летний Борис Б., едва не устроивший осенью 2019 года бойню среди студентов в Луховицком аграрно-промышленном колледже, несколько месяцев назад был также осужден Зарайский городским судом на 6 лет лишения свободы.

Еще один редкий случай, когда трагедию подобного рода удалось не допустить.

Субтильный мальчик в СИЗО-6 города Коломны – по виду не юноша, не молодой человек, а именно мальчик, с тонкими, едва пробивающимися усиками, – он искренне жаловался на то, что котлеты на обед в СИЗО дают холодные, а так все хорошо. В чем-то даже справедливее, чем на воле.

Он жил в общаге в Зарайске. Будущая профессия не привлекала. Настоящая жизнь – тоже. Девушки не было. Учился плохо. Дома его никто не ждал.

Родители были лишены родительских прав. Отец – хронический алкоголик, мать лечится в психиатрической больнице. Из родных – только бабушка, которую он очень боялся, но хотел бы получить свидание с ней.

Первый вопрос, заданный им пришедшим в камеру правозащитникам: «А по телевизору меня уже показывали?»

На контакт шел неохотно. Надел на лицо черную защитную маску. Вроде как от коронавируса, но на самом деле – ото всех окружающих. Борис производил впечатление человека с проблемами в психике, однако экспертиза показала, что он знал, на что шел, и полностью осознавал последствия своих действий.

Говорили, что сокурсники давно догадывались о его намерениях, так как вместо того, чтобы слушать лекции, он просматривал ролики с перестрелками; просили даже отчислить Бориса из техникума, собирали подписи. Однако жалобы соучеников никто всерьез не воспринял.

Как рассказывал «МК» источник, близкий к следствию, заподозрили и задержали Бориса из-за попытки найти оружие подешевле через Интернет.

К сожалению, оперативники, которые должны отслеживать подготовку подобных преступлений в Интернете, последнее время перекинулись на более простые правонарушения, но за которые легче получить палку раскрываемости: гораздо проще поймать кого-то, поставившего не туда лайк или запустившего фейк в Сети.

Силовики рассказывали, что есть методы, с помощью которых можно заранее найти человека, способного на подобные преступления и разработать его. В Интернете полно сайтов, где тусуются жертвы буллинга, желающие найти собеседников или купить оружие. Раскрутить их на откровенность специалистам ничего не стоит. Однако же этого никто не делает. Пока не произойдет очередная трагедия, стоившая десятка человеческих жизней.

И еще один момент.

Об ужесточении законов обращения в РФ оружия говорил сегодня президент. Сейчас, по большому счету, ничего не стоит его получить любому тинейджеру, едва отметившему свое 18-летие, – достаточно не состоять на учете у психиатра и нарколога. А ведь у нас таких большинство.

«Надо, чтобы разрешение на получение оружия выдавали только после прохождения специальных комиссий, – говорят психиатры. – В них должны входить квалифицированные специалисты, способные провести проверку человека на дееспособность и вменяемость. А не просто так, как это сейчас происходит, поставить печать на справку о том, что он никогда не лежал в психиатрической больнице. Есть же у нас экзамены на получение водительских прав. Получается, машину водить сложнее, чем обращаться с оружием? И обязательно повысить возраст гражданина, способного приобрести его. Хотя бы до 21 года».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28535 от 12 мая 2021

Заголовок в газете: Подготовка к преступлению – уже преступление

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру