С сентября в ряде российских школ иностранные языки будут учить по-новому

Не в малых группах, а целым классом

Как стало известно «МК», уже с будущего учебного года в школах некоторых регионов отменили деление классов на небольшие группы на уроках иностранных языков и информатики, и впредь эти предметы будут изучаться там целым классом. В школах объясняют нововведение отсутствием средств. Родители и учителя волнуются. А эксперты теряются в догадках: идет ли речь о бурных водоворотах локальных финансовых потоков или о пробном шаре с последующим переводом на эту модель всей отечественной школы со всеми вытекающими последствиями?

Не в малых группах, а целым классом

Получив от администрации уведомления о переходе с 1 сентября школ городка Лучегорска Пожарского района Приморского края от обучения в малых (до 15 человек) группах на обучение английскому языку и информатике в целых классах, учителя заволновались. (Копии документов имеются в распоряжении «МК»). Не зря же иностранным языкам в нашей стране десятилетиями учили в малых группах, подчеркивают они: в группе под 30 человек чужого языка толком не выучить! 

Свои опасения педагоги изложили в письме губернатору и министру образования Приморского края (имеется в распоряжении «МК»).

«Мы уверены, что такой подход к обучению совершенно не соответствует стандартам ФГОС и приведет к значительному ухудшению качества знаний и образовательных результатов. Специфика преподавания иностранного языка предполагает значительное количество индивидуальной работы с каждым учеником. На учителя возложена обязанность выслушать каждого ученика на каждом уроке по каждой теме. А при проведении урока в полном классе на одного ребенка в среднем, с учетом организационных моментов, будет приходиться не более одной минуты. Очевидно, что этого недостаточно», — говорится в обращении. 

Что получится в итоге, несложно предсказать, отмечают подписанты: «Ни ученики, ни родители не имеют возможности БЕСПЛАТНО самостоятельно проконтролировать правильность произношения звуков и слов, построения предложений и высказываний. Таким образом, доступность качественного среднего образования, гарантированная законами Российской Федерации всем детям нашей страны, на деле будет зависеть от платежеспособности родителей». 

«Школа объясняет сложившееся положение отсутствием денег на заработную плату учителей. Но количество обучающихся в школе и количество классов (от этого зависит финансирование) остается прежним. Поэтому нам непонятно: почему на нас не хватает денег?» — вопрошают учителя. И получают неожиданный ответ министерства образования Приморского края. (Имеется в распоряжении «МК»).

Как сообщили в министерстве, «разделение классов на подгруппы при изучении отдельных учебных предметов никакими нормативными документами не предусмотрено», хотя «при наличии необходимых финансовых ресурсов (т. е. возможности увеличить затраты на оказание образовательных услуг) деление классов на подгруппы, безусловно, может являться одним из условий повышения эффективности учебных занятий». Короче, общеизвестное «денег нет, но вы держитесь». Но дальше в ответе учителям начинается самое интересное: 

«Демонстрируя весьма похвальную заботу о детях и условиях их обучения в будущем учебном году, — перешли на прокурорский тон чиновники, — вы скрываете информацию о причинах низкого качества образовательной деятельности за предыдущие учебные годы (в частности о недостаточном уровне предметной компетентности учителей, который был выявлен в результате мониторинга оценки предметной компетенции учителей русского языка и математики...) и не изъявляете желания вернуть деньги краевого бюджета за некачественно оказанную образовательную услугу».

В министерском ответе авторов письма не только обвиняют в том, что при обсуждении вопроса о преподавании иностранных языков они «скрыли» некие неуспехи преподавателей русского и математики (хотя совершенно не понятно, при чем тут математики и русисты, даже если те и в самом деле плохо работают) и намекают на возможный «возврат» в бюджет неправедно полученных зарплат. В региональном минобразе также подчеркивают: при изучении русского с математикой «присутствует класс в полном составе. Между тем учителя русского языка и математики несут гораздо большую ответственность за результаты обучения по сравнению с остальными учителями-предметниками, а... русский язык и математика имеют более высокое значение по отношению к другим учебным предметам».

Сказанное вызывает подозрение, что поскольку организация языковых групп и в самом деле нигде не прописана, то произошедшее в Приморье — лишь пробный шар, и та же судьба вскоре ожидает и другие российские школы: денег-то в образовании в обрез. В Минпросвещения, правда, этого не подтверждают. Но родители и педагоги Приморья готовятся к публичным акциям перед 1 сентября.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру