Следствие побежало вокруг стадиона

Зачем раздувается дело об обмене спорткомплекса «Арсенала» на трамвайное депо

Удивительное дело уже год будоражит Тулу – об обмене стадиона «Арсенал» на трамвайное депо. Информация о нем уже вышла на федеральный уровень – публика страсть как любит, когда чиновников выводят на чистую воду. Вот только, как показало наше собственное расследование, здесь-то все наоборот – воду, похоже, мутят те, кто остался в стороне от выгодной всем участникам – и городу и коммерсантам – сделки.

Зачем раздувается дело об обмене спорткомплекса «Арсенала» на трамвайное депо

В чем суть

Стадион «Арсенал» построен был в Туле в далеком 1959 году. В лихие 90-е площадка отошла в руки частных бизнесменов. За 30 лет после развала Советского Союза у стадиона сменилось несколько собственников. Последней стала Ирина Злобина, занимавшая в 2014 году должность заместитель директора по правовым вопросам МКП «Тулгорэлектротранс», которая приобрела территорию «Арсенала» в первых числах декабря 2014 года.

Главный аргумент за возврат стадиона на баланс Тулы – для местной футбольной команды была жизненно необходима нормальная домашняя площадка. Еще в 2011 году началось возрождение на базе команды профессионального клуба под прежним названием «Арсенал». До этого клуб назывался «Арсенал-Тула». Команда выступала в третьем дивизионе на первенстве России. В профессиональном статусе они были утверждены в конце 2011 года. Тогда же у команды появились спонсоры и бюджет. В том же 2011 году команду возглавил известный российский футболист Дмитрий Аленичев.

По просьбе туляков, болельщиков команды, промышленниками и оружейниками был создан АНО «ПФК «Арсенал», который обратился в Правительство Тульской области с предложениями о перспективах его развития на ближайшие годы.

Тем временем «Арсенал» вышел в Премьер–лигу. Это поворотный момент, который означал, что для тренировок и игр требовалось создание полноценной домашней базы. Но команде приходилось арендовать стадион у частных лиц и платить за каждую игру 700 тыс. рублей. Плюс бюджет на затраты на содержание стадиона и территорий вокруг него. Ведь каждая арена, на которой проводятся матчи чемпионата России по футболу, должна соответствовать жестким требованиям. Одно из них - стадион, заявленный клубом в качестве основного, должен находиться на территории, на которой зарегистрирован клуб. Вести полноценную реконструкцию стадиона, который не принадлежал городу, было неправомерно и расценивалось бы как не целевое использование финансовых средств. Вполне, логично, что назрел вопрос: либо строить новое спортивное сооружение, либо находить компромисс и возвращать «родной» стадион «Арсенал» в собственность города. Очевидно, построить стадион с нуля дороже, чем найти вариант его возврата. Как возвращать? Что Тула могла предложить частнику? После долгих обсуждений в администрации города Тулы выяснилось, что оптимальным механизмом возврата является мена стадиона на полузаброшенные и полуразрушенные помещения трамвайного депо, то есть чистой воды неликвид. В 2010 году, кстати, территория депо была выставлена на продажу. Здание депо подлежало сносу, треугольник на Оборонной улице и пути внутри депо – демонтажу. Но покупателей тогда так и не нашлось.

В середине сентября 2014 года вопрос о мене стадиона на депо был поднят на рабочем совещании у главы администрации города Тулы Авилова. Рассматривались разные варианты безденежного механизма возвращения стадиона. Но все они оказались невыполнимы. После чего было принято решение, что обмену быть. В результате получился очень интересный расклад. Стадион возвращается городу. За Тулой оставалась земля на Оборонной, 102, МКП «Тулагорэлектотранс» получило земельный участок на Железнодорожной, который был в два раза больше, чем участок на Оборонной 102, и минимальную для «Тулагорэлектотранс» цену аренды помещений депо на Оборонной 102, которые МКП продолжал арендовать.

Начались процедуры согласования, еще несколько месяцев чиновники потратили на изучение финансового состояния местной транспортной компании, провели оценку и пришли к выводу, что механизм сделки им подходит. Сделка не требовала согласования с Тульской городской Думой. Ни оценка, ни сам договор мены не ставились под сомнение и впоследствии никем не оспаривались. Все прекрасно понимали, что город получал гораздо больше, чем отдавал.

Переход в собственность города центрального стадиона «Арсенал» позволил начать его реконструкцию и развитие арены, тренировочных полей, помог сохранить уникальное спортивное сооружение в муниципальной собственности и ежегодно пополнять бюджет города за счет арендной платы примерно на 15 млн. рублей, т. е. за 6 лет город получил около 90 млн. рублей.

Дело и обвинения

До июля 2020 года интереса для правоохранительных органов ситуация не представляла. Возник он только после того, как на месте старого трамвайного депо выросли две жилые высотки бизнес-класса. В этот момент и было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий в отношении Татьяны Силаевой – экс-председателя комитета имущественных и земельных отношений (КИЗО) городской администрации Тульской области. По версии следствия, Силаева, как руководитель КИЗО, приняла непосредственное участие в сделке по обмену тульского трамвайного депо на часть стадиона местного футбольного клуба «Арсенал».

Татьяна Силаева с момента возбуждения уголовного дела находится под подпиской о невыезде. Вину чиновница не признает. Как ранее заявляла в суде Силаева, свою подпись под сделкой она поставила лишь после прохождения необходимых процедур согласования всеми службами, вопрос был согласован с главой администрации Евгением Авиловым, а решение скреплено его постановлением.

Тем не менее, следствие стояло на своем, что процедура согласования была нарушена. Обмен сыграл не в пользу перевозчика, что повлекло, по версии следствия, увеличение арендных платежей за период с 2015 года по 2020 годы на 61 млн. руб. Эта сумма была выставлена как ущерб от преступления, вменяемого Татьяне Силаевой.

Рассмотрение уголовного дела в суде Тулы стартовало в феврале 2021 года. Однако спустя почти полгода, суд решил, что позиция обвинения хромает на обе ноги и 1 июня вернул материалы прокурору для устранения недостатков.

Из того, что говорила на суде Силаева было понятно – она действительно четко выполняла служебные инструкции. И, похоже, суд это убедило – иначе дело вряд ли вернули бы в прокуратуру.

Но, похоже, кому-то надо было бросить тень на губернатора Тульской области. Якобы глава региона на совещании в мае лично попросил Авилова провести сделку. И вот тут начинаются совсем уж фантастические нестыковки.

Дело в том, что все совещания в Правительстве Тульской области были запротоколированы и проводились всегда в присутствии СМИ. В архивах СМИ и Интернете все эти записи есть. Мы познакомились с протоколами этих совещаний.

На суде господин Авилов говорил: «…Ну, соответственно летом 14-ого года я был вызван соответственно на совещание в резиденцию губернатора, это практика, которая существовала в то время, то есть проводились совещания, которые касались жизни города. И соответственно, когда я прибыл в резиденцию, там, на совещании, обсуждался как раз вопрос мены имущества. На данном совещании также присутствовали также Шерин Валерий Витальевич, не помню должность какую занимал, но, по-моему, министерскую (сейчас председатель правительства тульской области – «МК»), и Гусев Игорь Николаевич. Соответственно, при обсуждении данного вопроса обсуждался вопрос о целесообразности приобретения стадиона. Мы, ну в общем-то, обсуждали, что стадион городу нужен и не только городу, но и области. У города не существовало такого объекта. И этот объект в принципе мог позволить городу развиться в спортивном и социальном плане. Приобретение… на тот момент обсуждался вопрос мены потому, что в тот момент, соответственно, средств в бюджете не было. Соответственно, рассматривался вопрос мены. Там я узнал, что есть предложение по поводу того, что мену произвести по объекту улица Оборонная. И соответственно при обсуждении было ясно, что в случае, если предприятие там как бы останется находиться на какой-то срок, то соответственно должны быть льготные на какой-то срок условия там аренды данного помещения.»

Еще раз повторюсь, мы ознакомились с протоколами тех совещаний правительства региона (имеются в распоряжении редакции). Действительно, в мае 2014 года в «Богучарово», состоялось совещание губернатора Владимира Груздева с региональными, муниципальными чиновниками и представителями их учреждений. Но это единственный факт, который совпадает с показаниями Евгения Авилова. Мы изучили протокол этого совещания и первое, что увидели, что на совещании среди прочих присутствовал Гусев, а Шерина там не было.

А главное - вопрос о покупке или обмене стадиона там не поднимался вообще.

Мероприятие было посвящено ремонту и содержанию автомобильных дорог в регионе. В привязке к стадиону «Арсенал» обсуждался ремонт въездов и входов на территорию спортивного объекта. Более того, ни в одном из протоколов других совещаний нет никаких прямых или косвенных распоряжений, или указаний главы региона подчиненным, включая господина Авилова.

Впрочем, и без этих протоколов слова Авилова вызывают сомнение. Ведь в процессе судебного допроса он менял свои показания и говорил уже о том, что губернатор Груздев не давал ему указания провести сделку, а предлагал «…Рассмотреть возможность обменять стадион на Оборонную». И при этом он добавляет, что «…В любом случае, при обсуждении, например, у губернатора, одним из вопросов стоял вопрос о законности всего этого мероприятия и соответственно проведения всех этих действий в рамках действующего законодательства. Это был очень важный аспект».

Пострадавших нет

Любопытно, что МКП «Тулагорэлектротранс» после заключения договора мены заключил договор аренды от 31.12.2014 г. на льготных условиях – сумма арендных платежей составляла всего лишь 99 тысяч рублей в месяц. Причем, МКП «Тулагорэлектротранс» использовало в основном территорию бывшего трамвайного депо, а не только арендованные помещения. Это подтверждается показаниями в суде бывшего главного бухгалтера МКП «Тулагорэлектротранс» Бережной. Она рассказала, что при заключении договора аренды часть ранее обязательных для МКП «Тулагорэлектротранс» налоговых платежей, а именно все имущественные обязательства, перешли в обязанность арендодателя – ИП Злобиной. Также после заключения договора аренды, МКП «Тулагорэлектротранс» перестало выделять денежные средства на содержание и поддержание в надлежащем состоянии помещений, расположенных на территории, занимаемой предприятием, что снизило затраты на расходную составляющую бюджета предприятия. Таким образом арендная плата в указанной сумме не могла нанести убытков предприятию.

Что удивительно, финансово-экономическую экспертизу следствие не проводило, что стало одним из оснований для возврата дела прокурору.

Здесь есть и еще один важный нюанс: по договору мены отдавались только помещения депо. Земля, на которой они размещались, оставалась в муниципальной собственности. То есть город, по большому счету вообще ничего не терял, кроме нескольких обветшалых построек, а получил стадион.

Сплошные нестыковки

Отчего же тогда сделка заинтересовала правоохранительные органы?

Очень просто: спустя несколько лет после обмена участок депо стал интересен застройщикам. Финансовая привлекательность земли, за которую раньше бы и ломаного гроша никто не дал, внезапно взвилась до небес. Переломным моментом стал октябрь 2016 года. Тульская городская дума согласовала продажу земли депо той же Ирине Злобиной, которая, как мы уже ранее писали, по совместительству трудилась заместителем директора по правовым вопросам МКП «Тулагорэлектротранс». Здесь есть и еще один любопытный факт - все люди-то не с улицы: Ирина Злобина является женой Сергея Китанина. А Сергей Китанин в 2009-2010 годах работал Председателем ликвидационной комиссии Тульской регистрационной палаты, заместителем председателя Комитета имущественных и земельных отношений Тулы, начальником Управления по поддержке предпринимательства и развитию потребительского рынка и труда Администрации Тулы.

А Игорь Гусев, как мы помним из протоколов, присутствовавший на совещании «по стадиону», является партнером Китанина. Более того, по данным портала rucriminal.info.ru, «клан» Гусева-Кианина оперирует миллиардными бюджетами и контролирует ряд городских управляющих компаний, 67% акций АО «Тулагорводоканал» и 100% АО «Спецавтохозяйство».

К слову об АО «Спецавтохозяйство» (бывшее МКП «Спецавтохозяйство»). Как пишет «Блоха-инфо», хозяевами АО являются Сергей Китанин 26% и Оксана Гусева 74%. Всего за продажу АО «Спецавтохозяйство» город выручил около 276 миллионов рублей. В эту сумму оценили около 100 единиц техники, склады и административные здания. Земельные участки, занимаемые объектами АО «Спецавтохозяйство», новые владельцы выкупят позже, по льготной цене, предположительно, не более чем за 1-1,5 миллиона рублей. Строительство новой производственной базы и закупка новой техники в случае, если это вдруг понадобится муниципальному образованию, сиречь Туле, может обойтись городу в сумму с девятью нолями.

Так вот в суде Китанин говорил, что идею с выкупом стадиона для последующей его передачи городу подкинул именно Гусев. В результате хозяйкой объекта на совсем небольшой промежуток времени и стала Злобина.

Правда, сам господин Гусев утверждает, что вопрос о сделке со стадионом поднимался на совещаниях на высшем уровне и что лично ему было предложено выкупить стадион и подарить городу. При этом он не подтверждает присутствие Шерина на совещании и не помнит, где оно проходило. Но согласитесь, было бы смешно и по крайне мере странно, что высшее должностное лицо, зная, что стадион стоит 150 млн. рублей, делает предложение обычному, рядовому директору подведомственному Тульской городской администрации учреждения МКП «Спецавтохозяйство», с заработной платой 100 тыс. рублей, выкупить стадион и подарить городу?

Также Гусев утверждает: «…Сказать были ли совещания в «Богучарово» касающиеся стадиона, я в точности не могу, поскольку не помню. Какие конкретно давались задачи по поводу меня мне не известно. Могу лишь пояснить, что губернатор попросил меня приобрести стадион в собственность, затем совершить обмен. На что я согласился. Когда конкретно мне стало известно, что обмен будет на имущество на Оборонной, 102, я не помню. С Авиловым я контактов по поводу мены стадиона не поддерживал и каких–либо переговоров не вел вообще. На счет Шерина я вообще не помню, чтобы он принимал участие, но допускаю, что это могло быть ему известно».

Господин Шерин так же не подтверждает показания Авилова о совещании проводимом в «Богучарово»: «…я сейчас затрудняюсь сказать, что это именно было совещание, где оно проходило. Рабочие совещания с городской администрацией проходили систематически, по нескольку раз в неделю. Могли территориально проводиться как в здании правительства, так и в резиденции губернатора. Да на совещаниях я присутствовал. На одном из таких рабочих совещаний главе администрации была поставлена такая задача. Главе администрации была поставлена задача найти механизм, не предусматривающий денежных выплат собственнику стадиона за стадион. Найти неденежный механизм приобретения муниципалитетом этого имущества…».

В общем все как в сказке, все действия проходили «По щучьему велению», никто ни с кем не общался, но каким-то образом сделка стоимостью более 150 млн. рублей состоялась. Объединяет же Китанина, Гусева и Злобину одно – потеря или провалы в памяти и, конечно, коммерческий интерес.

Что дальше

Кстати, когда Злобина решила отдать участок, полученный за стадион, под жилую застройку, процедура здесь тоже была соблюдена: на протяжении с ноября 2016 и 2017 годов прошли публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земли, внесены поправки в генплан города, принято официальное решение о строительстве жилого массива. И при всех этих процедурах и согласованиях Авилов продолжал занимать должность главы администрации города. Опытные граждане Китанин, Злобина и Гусев, похоже предложили Авилову объект и схему, по которой он, дав указания своим подчиненным провести согласование в рамках правового поля, не увидел каких-то неправомерных действий, кроме плюсов для города.

В схеме следователи упорно искали коррупционный состав. Но вероятно не нашли. Не в пользу позиции обвинения говорят и протоколы допроса свидетелей (имеются в распоряжении редакции). Суд подошел к изучению дела очень серьезно и допросил около 20 человек, так или иначе имевших отношение к сделке. Но вот парадокс - их показания настолько не стройные и не выверенные, что невольно закрадывается подозрение: как тогда все эти люди могли быть частью единой слаженной преступной схемы?

Будь это так, свидетели давали бы четкие показания и «помнили» бы все события почти семилетней давности досконально. Но они помнят каждый лишь тот небольшой кусочек, который выполняли как часть своей каждодневной рутинной работы. Всей истории от начала до конца не изложил никто из свидетелей. И не удивительно, ведь прошло столько лет, а человеческая память избирательна. Напротив, подозрительным был бы прямо противоположный сценарий с детальным изложением событий каждым или большинством из опрошенных по делу чиновников. Пока так и не удалось выяснить, какую же выгоду извлекла лично для себя госпожа Силаева из сделки? Выгода здесь очевидно, только одна – это выгода для города от того, что стадион домашней футбольной команды вернулся в родные пенаты.

А может это борьба с политическим уклоном? Сейчас, например, в СМИ очень активно обсуждается возможность «назначения» господина Шерина на пост губернатора Тульской области. The Moscow Post, например, написала 13 июля, что «…амбиции Шерина может поумерить громкое уголовное дело о мене Центрального стадиона в Туле».

Версий – масса. Но реальных, судя по ходу судебного разбирательства и возвращению дела в прокуратуру, по имеющимся показаниям и протоколам совещаний у губернатора, - пока нет. Просто кто-то тоже ищет выгоду. Будет жаль, если это скажется на простых туляках, любителях футбола.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру