Учеными открыта новая генетическая возможность бороться с коронавирусом

Найден ген, позволяющий обеспечить иммунный ответ на COVID-19

Ученые открыли ген, который может помочь сформировать иммунный ответ на вирус COVID-19. Считается, что ген под названием OAS1 играет ключевую роль в формировании индивидуальной реакции на Sars-CoV-2.

Найден ген, позволяющий обеспечить иммунный ответ на COVID-19

Согласно новому исследованию, небольшие вариации в генетическом составе человека могут помочь объяснить, почему некоторые люди обладают сильной естественной защитой от инфекции COVID, в то время как у других развивается тяжелое заболевание.

Как пишет Independent, ученые из Центра вирусных исследований MRC-Университета Глазго определили конкретный ген, кодирующий белок, названный OAS1, который, как считается, играет ключевую роль в формировании ранних стадий реакции человека на Sars-CoV-2 – вирус, вызывающий COVID-19.

Когда человеческая клетка инфицирована, белок OAS1 способен определять присутствие вируса. Он начинает действовать и запускает цепочку событий, связанных с активацией фермента, убивающего РНК, позволяя клетке атаковать генетический материал коронавируса.

Исследование, опубликованное в журнале Science, предполагает, что некоторые люди экспрессируют более защищенную версию OAS1, которая была «пренилирована» – речь идет о добавлении одной молекулы липида к белку, кодируемому геном OAS1.

Поскольку коронавирусы скрываются внутри клеток и реплицируют свои геномы внутри пузырьков, образованных из липидов, пренилированный OAS1, следовательно, лучше подходит для поиска вируса Sars-CoV-2 и направления клеточного оружия для его атаки.

У госпитализированных пациентов пренилированная версия гена была связана с лучшими исходами от тяжелого COVID-19. Те, у кого не было этого гена, имели худшие клинические результаты по сравнению; По данным исследования, вероятность поступления в отделения интенсивной терапии или смерти у этих пациентов была в 1,6 раза выше.

Исследователи также обнаружили, что примерно 55 миллионов лет назад этот защитный ген пропал у подковообразных летучих мышей – одного из предполагаемых источников SARS-CoV-2. Следовательно, вирусу никогда не нужно было адаптироваться, чтобы уклониться от этой конкретной линии защиты, которая таким образом остается эффективной для некоторых людей.

Но если Sars-CoV-2 мутирует и приобретет способность обходить защиту, создаваемую пренилированным белком OAS1, вирус потенциально может стать более смертоносным или передаваемым.

Профессор Сэм Уилсон, вирусолог из Центра вирусных исследований, говорит: «Мы знаем, что вирусы адаптируются, и даже Sars-CoV-2, вероятно, адаптировался для размножения в резервуарах животных, в которых он циркулирует. Межвидовая передача людям подвергла Sars-CoV-2 новому репертуару противовирусных средств защиты, иные из которых вирус, возможно, не знает, как избежать. Наше исследование показывает нам, что коронавирус, вызвавший вспышку атипичной пневмонии в 2003 году, уже научился избегать пренилированного белка OAS1. Если варианты Sars-CoV-2 научатся тому же трюку, они могут быть значительно более патогенными и передаваемыми в невакцинированных популяциях. Это усиливает необходимость постоянного мониторинга появления новых вариантов Sars-CoV-2».