Изменения коснутся осужденных за совершение особо тяжких преступлений. Как подчеркивают в ведомстве, законопроект направлен на повышение системы мер социальной адаптации таких преступников.
Смысл поправок в том, что срок отбытого наказания, который дает право на перевод в более мягкие условия заключения, будет сокращен.
То есть, если сейчас отсидеть в колонии строгого режима арестант должен минимум две трети от назначенного по приговору суда, то в случае принятия поправок - только половину. После этого он сможет рассчитывать на перевод в колонию-поселение.
Схема социализации рассчитана на несколько этапов. Первый — осужденный, отсидев в строгом режиме половину срока, подаст ходатайство о замене вида исправительного учреждения на более лояльное. Второй шаг — воспользоваться правом на обращение в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении либо о замене неотбытой части наказания более мягким видом.
«Предлагаемая поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы», - отмечается в пояснительной записке Минюста.
Правда, не обошлось и без исключений. Есть ряд составов преступлений, на которые послабления распространяться не будут.
В первую очередь, не коснутся они педофилов. Наркотические статьи УК, преступления террористической направленности, а также организация и участие в ОПГ также не затрагиваются поправками. Для осужденных за эти преступления все останется по-прежнему.
Еще одна ложка меда от Минюста касается арестантов с образцовым поведением, которые сидят в колониях общего режима. Им перевестись в колонию-поселение станет совсем просто:
«Законопроектом предлагается для положительно характеризующихся осужденных, отбывших не менее одной четверти срока наказания, установить возможность перевода из исправительной колонии общего режима в колонию-поселение», - пояснили в ведомстве.
Инициатива Минюста поможет процессу социализации осужденных, однако вызывает опасение тот факт, что в законопроект не вошли некоторые составы преступлений, - отмечает член ОНК Москвы Ева Меркачева.
«Инициатива хорошая, но из нее выпали «наркотические» статьи. Ведь зачастую это молодые люди, которые получили грандиозные сроки, если мы про наркоманов говорим. У нас сейчас огромное количество студентов, которые получают такие сроки. Они не смогут даже социализироваться. Им придется отбывать максимальное наказание, прежде чем у них появится право на смягчение. То же самое и с ОПГ. Сейчас в состав ОПГ по экономическим делам включают бухгалтеров, юристов, кассиров и прочих людей, которые не имеют никакого отношения к реальному криминалитету. Получается, все они должны будут сидеть от звонка до звонка в тех же жестких условиях, в которых оказались изначально», - пояснила Меркачева.