Эксперт объяснил отправку в Россию регенерированного урана из Франции

  «Это ценное сырье. Мы умеем с ним работать и знаем, как его грамотно использовать».

«Россия — не свалка», «Остановите радиоактивный транспорт», «Ядерная энергия — не зеленая», — такие плакаты развернули 29 октября активисты Гринпис Франции в порту Дюнкерка, куда накануне вечером прибыли 20 французских контейнеров с регенерированным ураном. Сейчас они уже   загружены на борт контейнеровоза Conmar Elbe, который ходит под кипрским флагом. На следующей недели судно с грузом должно прийти в Санкт-Петербург. И далее — по железной дороге — отправится в Сибирь, город Северск, бывший Томск-7, где будет переработан.

Эксперт объяснил отправку в Россию регенерированного урана из Франции
Фото © Jérémie Jung / Greenpeace

Прокомментировать это сообщение мы попросили кандидата химических наук, доцента химического факультета МГУ, заведующего лабораторией дозиметрии и радиоактивности окружающей среды Владимира Петрова.

Французские активисты уверенно заявляют, что сам процесс переработки связан с образованием радиоактивных отходов. И уверены, что большая часть исходного материала станет непригодной для использования в атомной энергетике, представленной классическими реакторами на тепловых нейтронах.

— В СМИ сейчас действительно тиражируется информация о ввозе в Россию регенерированного урана, — говорит доцент Владимир Петров. — Это правда, но авторы всех этих сообщений ошибаются в том, что ввозимый материал — ядерные отходы, и их ввоз превращает Россию в подобие свалки. Такие утверждения невольно привлекают к себе внимание, ведь никто из нас не хочет жить на помойке.

Эксперт предлагает без эмоций разобраться, в чем тут дело.

— Прежде всего, напомню, что отходами (даже по закону) называют те материалы, которые не могут быть использованы при современном уровне развития технологий. При этом, регенерированный уран — это сырье, причем достаточно ценное. Это тот материал, который извлекается из отработавшего ядерного топлива после его выгрузки из реактора. Иначе говоря, это уран, который не сгорел в реакторе и который можно использовать повторно.

Владимир Петров напоминает, что добыча урана из недр земли, из руды, его выделение, очистка и обогащение — достаточно дорогостоящие процессы. С другой стороны, есть уран в составе реакторного топлива. И есть прямая выгода в том, чтобы извлекать несгоревший уран из отработавшего топлива и использовать его повторно.

— Не секрет, что природный уран — это радиоактивный элемент. Понятно, что и регенерированный уран также является радиоактивным, так как у урана просто нет стабильных изотопов. Но надо понимать, что регенерированный уран ни в коем случае не является отходами. Это действительно ценное сырье. Другое дело, что мало кто в мире умеет обращаться с ним так, чтобы это было и безопасно, и экономически эффективно. В России такие технологии есть, они освоены в промышленном масштабе и успешно применяются.

Эксперт обращает внимание на то, что все реакторы типа РБМК, которые сейчас эксплуатируются в России, питаются топливом, изготовленным из регенерированного урана. А это примерно 10 ГВт — мощность, достаточная для электроснабжения нескольких городов-миллионников. Есть планы по переводу на регенерированный уран также и реакторов типа ВВЭР.

— Одним словом, использование регенерированного урана – рационально и выгодно, — подводит итог Владимир Петров. —Именно поэтому регенерированный уран везут в Россию: мы умеем с ним работать, и знаем, как его грамотно использовать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру