Как сообщает китайское издание Global Times, только во вторник, 2 ноября, в городе Синин в провинции Цинхай на северо-западе республики власти отстранили Сюй Жунцзюня, начальника районного управления здравоохранения Чэнси в Синине, и Ци Юньцина, начальника районного центра по контролю и профилактике заболеваний.
По официальной версии, причиной позорного увольнения стала «запущенная организация» борьбы с пандемией и «отсутствие профессионального руководства на фоне недавнего возобновления распространения вируса COVID-19».
Сами по себе эти отставки, возможно, и не возымели бы резонанс, но предшествовали другие подобные инциденты, причем — совсем недавние. Так, например, 29 октября директор государственной больницы в округе Гинань провинции Цинхай был уволен — «из-за халатного обращения с оборудованием для тестирования нуклеиновых кислот».
Двумя днями позднее в городе Тяньшуй в провинции Ганьсу на северо-западе Китая были отстранены от своих должностей Чэнь Кэсяо, теперь уже бывший глава Комиссии по здравоохранению Тяньшуя, и У Ичжун, экс-директор Тяньшуйского центра контроля заболеваний — опять же «за неисполнение служебных обязанностей во время последней вспышки COVID-19», подчеркивает Global Times.
Наконец, еще 23 октября в городе во Внутренней Монголии (автономный регион на севере КНР) увольнениям подверглись пять высокопоставленных местных чиновников, а часть их подчиненных получили строгие выговоры с предупреждением о возможности более жестких мер при дальнейшей ненадлежащей работе.
Провинция Ганьсу на данный момент в наибольшей степени пострадала от очередной вспышки коронавируса, отсчет которой в Китае ведут с 18 октября. Самые множественные случаи были зафиксированы в города Ланьчжоу и Тяньшуй, куда в связи с этим даже отправилась в трехдневную поездку вице-премьер Китая Сунь Чунлань, призвавшая к немедленному купированию распространения инфекции.
По данным центра контроля заболеваний Ганьсу, по состоянию с 28 октября по 1 ноября в провинции было зарегистрировано по меньшей мере 113 подтвержденных случаев заражения COVID-19, в том числе 68 инцидентов — в Ланьчжоу, и не менее 23 — в Тяньшуе.
Власти провинции Цинхай сообщили о 25 достоверно инфицированных, из них 21 человек госпитализирован в Синине, где и полетели чиновничьи головы.
Комментаторы в соцсетях отмечают, что жесткость китайского руководства — а региональные власти зачастую ограничены в ресурсах и потому просто неспособны выполнить требования Пекина, — может быть обусловлена несколькими причинами. Во-первых, для КНР в принципе свойственна жесткая роль центра. Если ручным управлением это и не назвать, то в любом случае упущения на местах всегда показательно и строго караются. Во-вторых, Китай по-прежнему не отделался от репутации страны, ставшей «родиной» коронавируса, и в этом случае «показательные порки» вполне могут быть сигналом мировому сообществу. Наконец, Пекину важно сохранить авторитет — даже ярые скептики отмечали, что КНР крайне успешно и быстро вернулась к относительно нормальной жизни. Только вот практика показывает, что даже кратковременные успехи — не залог победы над пандемией. И в этом контексте на Китай вновь стоит обратить внимание всем странам мира.