В Госдуме рассказали, как собираются защитить россиян от недобросовестных туроператоров

За подозрительными организациями установят финансовую слежку

Пандемия поставила множество турфирм на грань банкротства, и от этого страдают как представители отрасли, так и их клиенты. Срыв туров из-за пандемии и невозможность вернуть за них деньги стали настоящим бичом пандемии. На сегодняшний день задолженность туристических компаний перед клиентами достигла гигантской суммы в 20 млрд руб., и отдавать долги турфирмы не хотят, а чаще всего и не могут. 

За подозрительными организациями установят финансовую слежку

Российская туротрасль из-за пандемии в целом находится в тяжелой ситуации, а многие туроператоры и вовсе на грани банкротства. «Острый вопрос – возвращение долгов российскими туроператорами нашим туристам», – говорит зампредседателя комитета ГД по туризму Наталья Костенко. – Мы видим, что в нашей туристической отрасли очень слабая финансовая основа, и из-за этого у нас постоянно возникают финансовые пирамиды». Иными словами, компании, у которых из-за пандемии пошатнулась ситуация и они испытывают финансовые трудности, все равно продолжают продавать туры, набирая новых и новых кредиторов. Фирма использует перечисленные конкретным туристом средства на погашение прежних обязательств, а когда доходит дело до этого человека, зачастую на него уже денег не остается. Объявляются демпинги, набираются новые клиенты, деньгами которых пытаются закрывать прежние «дырки». Туркомпании, находясь в предбанкротном состоянии, о банкротстве своем не заявляют и продолжают работать. 

В качестве свежего примера можно рассмотреть нашумевшую ситуацию с  известным туроператором по Греции, приостановившим свою деятельность. 

 – Сегодня мне попалась инфа со страховыми выплатами, они копеечные – это 3% от суммы, – рассказывает жертва этого туроператора Татьяна. – То есть за тур стоимостью в 100 тысяч рублей мне вернут всего 3 тысячи.  

Задолженность данного туроператора по несостоявшимся турам оценивается в 1,6 млрд руб. Его ответственность застрахована на 80,5 млн руб. Как сообщают эксперты, «в случае обращения за возмещением к финансовому гаранту при пропорциональных выплатах на каждого из 27 тысяч пострадавших туристов  должно прийтись примерно по 5% от оплаченной им за туруслуги суммы». В этой связи клиентам предложили потребовать компенсацию у греческой стороны.  

Чтобы предотвращать подобные ситуации, Костенко предложила усилить контроль за финансовым положением туркомпаний по аналогии с тем, как Центробанк следит за банками, и объявлять банкротство не тогда, когда турфирмы уже все деньги вывели за границу, а когда у них возникли проблемы. «Например, Центробанк, если видит, что у банка дебет с кредитом не сводится, то он должен отзывать у него лицензию в тот момент, когда эта компания еще не набрала кредиторов. Чтобы защитить клиентов и сами турфирмы, нужно заранее отслеживать банкротство туроператоров, ужесточить мониторинг за их финансовой деятельностью; также должно быть страхование профессиональной ответственности», – считает Костенко. Также она предложила дифференцировать подход, кому из турфирм можно временно разрешить не возвращать долги своим клиентам, а кому – нет. Отсрочить выплату долгов можно разрешить тем, кто специализируется на странах, закрытых для россиян. «Почему тем турфирмам, которые сейчас работают по открытым Турции, Египту и другим странам, мы должны на год продлить возможность не отдавать долги клиентам, если они могут сделать это через три месяца?». Речь о том, что, согласно июльскому постановлению кабинета министров от 2020 года, мораторий на исполнение обязательств туроператоров по зарубежным турам, приобретенным до 31 марта 2020 года, действует до 31 декабря 2021 года. 

 В комитете по туризму озадачены также тем, что россияне едут на отдых на одни и те же российские курорты – Сочи, Анапа, Геленджик, Крым... «Например, на эти длинные выходные все массово отправились в Сочи, и теперь наверняка там повысится уровень заражаемости. Еще, конечно, мы сегодня наблюдаем, что федеральные курорты у нас очень сильно застраиваются», – отметила Наталья Костенко. Чтобы хоть как-то «развести потоки отдыхающих», государство выделило 100 млн рублей на «популяризацию отдыха в России». То есть власти будут пиарить среди наших туристов и другие регионы, про которые  мало кто слышал. Очевидно, что 100 млн рублей было бы целесообразней выделить не на ролики и плакаты, призывающие отправиться на отдых в какой-нибудь нераскрученный регион страны, а на развитие в этом регионе туристической инфраструктуры и возведение конкурентоспособных отелей. Впрочем, в комитете по туризму обещают и этим заняться вплотную.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру