Заповеди первых советских пионеров вызвали удивление

Им запрещали въезд в Москву, чтобы не мечтали там остаться

«Пионер — всем ребятам пример!» Вот уже век прошел с тех пор, как этот категорический тезис стал актуален. Ровно 100 лет назад в молодой Стране Советов было создано массовое детское патриотическое объединение, которое долгие годы носило название Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. О пионерии и пионерах написано-рассказано много — с «глянцем» и нарочито без него. По случаю нынешнего юбилея давайте вспомним некоторые основательно подзабытые эпизоды и факты из жизни «красных галстуков».

Им запрещали въезд в Москву, чтобы не мечтали там остаться

Юные спартаковцы

В СССР привычной для уха граждан была формулировка «пионеры-ленинцы». Однако на протяжении первых полутора лет существования этой детской организации ее участников называли «спартаковцами». Ведь детское движение, созданное решением II Всероссийской конференции РКСМ (Российского коммунистического союза молодежи, так именовался тогда комсомол. — А.Д.), принятым 19 мая 1922 года, поначалу носило имя «античного революционера»: «Юные пионеры имени Спартака». А отдельным пионерским звеньям присваивали имена наиболее трудолюбивых в общепринятом представлении животных и насекомых. Были звенья бобров, муравьев, ласточек… Лишь в 1924-м, после смерти Ленина, в названии пионерской организации произошла замена «титульного имени».

Гимн в подарок от «МК»

В 1923 году руководящий орган — Центральное бюро по детскому движению — объявил конкурс на создание гимна юных пионеров. Были сформулированы вполне конкретные требования. «Гимн должен быть красочным, сильным. Содержание — ярко-революционным. Основная мысль: пионеры — смена. Размер — 20–30 строк…»

Для поощрения создателей лучших вариантов гимна были предусмотрены вознаграждения. «…Комплект инструментов для мастерской юного пионера, предметы лагерного обихода, пионерская библиотека… По желанию премии выдаются суммой».

В итоге победителем конкурса стал «Марш юных пионеров» («Взвейтесь кострами, синие ночи»). Автором текста этого ставшего знаменитым произведения стал поэт и недавний главный редактор столичной молодежной газеты — предшественницы «Московского комсомольца» — Александр Жаров, а музыку написал пианист и композитор Сергей Кайдан-Дешкин.

Александр Жаров.

«Дай вредителю отпор!»

От своих фактических предшественников — дореволюционных скаутов — пионеры переняли ритуальное приветствие: «Будь готов!» — «Всегда готов!»

Кроме того были введены более десятка обычаев пионера. Эти пионерские «заповеди» впоследствии редактировались и менялись. Среди них есть весьма примечательные:

«Пионер не курит и не пьет (вино и табак — яд)… Пионер не держит руки в карманах, это плохая привычка... Пионер не ругается. Ругается или раб, или господин… Пионер пишет и говорит кратко. Празднословие — признак безделья…»

Для использования членами детской организации в пионерском обиходе были «спущены сверху» многочисленные патриотические лозунги. Вот лишь несколько самых основных, существовавших в разные периоды. «Пролетарские дети СССР — братья пролетарским детям всего мира!», «Ленинские пионеры проводят в жизнь заветы Ильича!», «Пионер СССР! Укрепляй смычку города и деревни!», «Пионер, зорче взор — дай вредителю отпор!», «Стреляй метко, шагай — крепко!»

Галстук-трансформер

Главным отличительным элементом в одежде пионера был пионерский галстук. Данный атрибут позаимствовали у скаутов, но при этом изменили цвет (был зеленый — стал красный), а также символическое наполнение. Всех вступавших в организацию поучали, что три его конца символизируют: самый большой и широкий — коммунистическую партию и коммунистов, средний по длине — ВЛКСМ и комсомольцев, а самый коротенький — пионерскую организацию.

Изготовлением пионерских галстуков занимались на ленинградской фабрике «Смена». В эпоху развитого социализма за год здесь выпускали по 3 миллиона символов пионерии. Тогда на такую важную в идеологическом смысле продукцию не жалели даже дефицитного материала — ацетатного шелка. При этом в магазинах пионерские галстуки продавались по демпинговой цене — 79 копеек за штуку. Последнюю партию пионерских галстуков на «Смене» выпустили в 1989-м.

Порой обладатели пионерских галстуков находили им сопутствующее применение. Причем весьма далекое от высоких идеологических мотивов. Что делать — дети есть дети! Как рассказывал корреспонденту «МК» один из столичных старожилов, в довоенные годы он и некоторые его товарищи приспособились использовать пионерские галстуки в качестве… купальных принадлежностей. Времена были скудные, мальчишечьи гардеробы не изобиловали разнообразием. Даже сменных трусов было у мамки не допроситься. А на дворе — жаркое лето, тянет искупаться, да и Москва-река — вот она, рядом. Но вокруг люди ходят, голышом не нырнешь, а мочить единственный интимный предмет туалета не хочется. Вот тогда изобретательная малышня «скидывалась» — брали пару пионерских галстуков, связывали их по уголкам друг с другом, и получались отличные плавки, которые использовали по очереди оба владельца галстуков.

Инструкция для Павлика Морозова

В годы тотальной шпиономании, накрывшей Советский Союз, пионеров активно привлекали к борьбе с этой якобы угрожавшей стране опасностью. В пионерских лагерях часто устраивали разработанную опытными методистами игру «Поймай шпиона» и регулярно проводили для детей ночные учебные тревоги.

Культ Павлика Морозова, ставшего популярнейшим героем, породил движение юных дозорных. «Юные дозорники» выслеживали всяческие нарушения в быту, в хозяйственной, учебной деятельности и сообщали об этом «куда следует». В помощь таким бдительным ребятишкам даже была выпущена специальная инструкция. Лучших «дозорников», разоблачивших соседей-расхитителей или кулаков, поощряли путевками в главный пионерский лагерь страны — «Артек».

В руководящих кабинетах обсуждалась идея привлечь пионеров к проверке документов у встреченных на улицах граждан, показавшихся подозрительными. Однако в итоге столь сомнительное «ноу-хау» все-таки внедрять не стали.

Пионерам в Москву нельзя

В 1925 году курировавший пионерскую жизнь ЦК комсомола выпустил очень необычный по содержанию документ. Это была директива, направленная во все регионы и предупреждавшая о категорическом запрете въезда пионеров в Москву.

Бред? Вовсе нет. Составители данного документа объясняли такое решение тем, что многие малолетние пионеры мечтают побывать в главном городе страны и «беспорядочно приезжают» в Москву, надеясь остаться здесь и продолжить учебу в одной из столичных школ. Однако такие надежды практически обречены на неудачу, и в итоге горе-путешественники попадают «в безвыходное положение, ютятся на вокзалах на положении бездомных».

Толстой в макулатуре

В числе наиболее распространенных пионерских дел на пользу общества был регулярно устаивавшийся сбор макулатуры и металлолома.

Подобные массовые кампании всячески пропагандировались в молодежной печати. Победители соревнований поощрялись ценными подарками. Был популярен «целевой сбор металлолома». Скажем — на постройку корабля или паровоза.

В 1970-х по Филевской линии метро в Москве курсировал целый состав с надписью «Пионер Кунцева», а в тексте размещенных на вагонах пояснительных табличек было сказано, что для постройки всех вагонов этого поезда использован металл, полученный из металлолома, собранного пионерами Кунцевского района во время специальной акции, приуроченной к юбилею В.И.Ленина. Правда, у знающих людей данный факт вызывал недоумение: ведь метровагоны серии «Д», из которых состоял «именной» поезд, выпускались в конце 1950-х — начале 1960-х, то есть задолго до проведенного упомянутого пионерского субботника. Вот такое получилось «смешение времен» ради внешнего идеологического эффекта!

А интерес пионеров к макулатуре обернулся однажды очень важным литературоведческим открытием. Об этом случае написал «Московский комсомолец». В номере газеты от 24 февраля 1940 года была опубликована заметка под названием «Находка Володи Алтуфьева».

«Произошло событие, которое взволновало ученых, работающих над творчеством Л.Н.Толстого... Два года назад пятиклассник Володя Алтуфьев, живущий в доме №5 по Дровяному пер., нашел среди макулатуры старую истрепанную книжку. Отец его, рабочий одного из заводов, человек, пристрастный к книгам, развернул книжку — это были 5-й и 6-й тома «Войны и мира» издания 1868–1869 гг. Книга была истрепанная, испещренная многочисленными помарками. Бесчисленные поправки, карандашные и чернильные пометки мешали чтению. …Михаил Николаевич Алтуфьев снова просмотрел книгу. «Быть может, это рука самого Толстого, — подумал он. — Уж очень странны эти надписи «Печатать» и «Не печатать», переводы французских текстов на русский язык и многое другое!»

Летом прошлого года в Измайловском парке культуры и отдыха был доклад о Толстом. Читал его проф. Н.Гусев, в прошлом секретарь и близкий друг Л.Н.Толстого. После доклада к Гусеву подошел человек и показал ему истрепанную книгу.

«Это рука Льва Николаевича, — сказал профессор. — Это правка третьего издания».

…Оказалось, что с этой книги производился типографский набор третьего издания «Войны и мира». Вот почему в нем были надписи «Печатать», «Не печатать», поправки и помарки. Все карандашные надписи были сделаны собственноручно Толстым. …На днях М.Н.Алтуфьев передал драгоценную находку в Государственный литературный музей».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28785 от 19 мая 2022

Заголовок в газете: Этот пестрый век пионерии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру