Демограф рассказал о причинах избыточной смертности от пандемии в России

«Летальный» прирост в стране составил 69%

Эксперты World Mortality Dataset опубликовали новую карту кумулятивной избыточной смертности в разных странах в результате пандемии коронавируса. Россия на ней выглядит устрашающе — вся территория окрашена в темно-бордовый цвет, что указывает на значительные потери. Хуже нас, по данным источника, ситуация только в Сербии и Болгарии. Впрочем, известный российский независимый демограф Алексей Ракша считает, что все не совсем так ужасно. О том, чем обернулась пандемия для разных стран, и какие выводы можно сделать на основании полученного опыта, эксперт рассказал в эксклюзивном интервью «МК».

«Летальный» прирост в стране составил 69%

На карте World Mortality Dataset обозначены только те страны, которые предоставляют информацию о числе умерших для общемировой базы данных. Источник оценивает избыточную смертность на миллион населения: чем темнее цвет, тем она выше. Согласно получившейся картине мира, самая маленькая избыточная смертность среди указанных стран - в Японии (точнее, там она даже отрицательная), а одна из самых высоких - в России. «Это, видимо, связано с тем, что строгие меры карантинов уменьшили смертность от других причин, например, от автомобильных аварий и смертность от гриппа. Из того, что я знаю в Европе относительная избыточная смертность выше, по сравнению с Россией, в Болгарии и Сербии», - комментирует получившуюся картину известный молекулярный биолог Ольга Матвеева.

Тем временем, Алексей Ракша уверен в том, что корректной методику подсчета, которую использовали при составлении карты, назвать нельзя: 

- Нужно принимать во внимание, что за основу взят некорректный индикатор, кроме того, список стран далеко не полный. Поэтому в целом картина мира сильно искажена — карта скорее вводит в заблуждение, чем отражает реальную ситуацию.  

- Чем плох индикатор, который взят за основу подсчетов при составлении этой карты?

- Проблема в том, что создатели этой карты использовали не очень удачный показатель, а именно - прирост общего коэффициента смертности. А он очень сильно зависит от возрастной структуры населения, поэтому при подсчете эффекта ковида в более возрастной категории населения он будет явно завышен, а в молодой прослойке — занижен. Ведь сегодня уже понятно, что ковид уносит жизни в основном стариков, а доля стариков в разных странах может отличаться до десяти раз.

- А в России высокая доля стариков?

- В России доля пожилого населения выше, чем среднемировая. Она, конечно, ниже средней по Европе, но намного выше средней по миру.

- Какой показатель дает наиболее объективную картину того, как пострадал мир от пандемии?

- Чтобы получить корректные цифры, нужно оценивать прирост смертности в процентах от ожидавшегося числа умерших.

- И какова ситуация по странам на основании этого показателя?

- Россия находится в первой десятке стран из 123 стран и территорий, по которым есть данные. В зависимости от методики подсчета, она занимает 9 или 10 место. Непосредственно перед Россией находится Армения, но она потеряла много людей в ходе войны, там погибло около 5 тысяч человек, и это сильно сказалось на избыточной смертности. Но в итоге хуже, чем в России, ситуация всего в 8 странах: Перу, Боливии Эквадоре, Мексике, Северной Македонии, Албании, Колумбии и Парагвае. На первом месте антирейтинга — Перу.

- В чем основные причины того, что эти страны, в том числе Россия, не смогли сдержать натиск пандемии?

- В нашей стране основная причина высокой смертности в пандемию — плохо организованная информационная политика, недоверие населения ко всему, что предлагается. А также крайне низкий уровень развития гражданского общества, солидарности, та самая атомизация общества.

- Какие страны, в итоге, смогли максимально сократить смертность населения в период пандемии?

- Ожидаемо это прежде всего островные государства, что немудрено: у них нет сухопутных границ, им проще контролировать перемещение населения. Это Гренландия, Сейшельские острова, Антигуа и Барбуда, Новая Зеландия. В последней смертность оказалась даже ниже ожидаемой — причина в изолированности страны, жестком карантине и строгом соблюдении все санитарных норм. В Новой Зеландии по итогам двух лет пандемии зафиксировали отрицательный прирост смертности. Люксембург, страна в центре Европы, на пересечении транспортных путей, прекрасно прошла пандемию. В чем секрет - не понятно. В Японии большую роль сыграло строгое выполнение карантина. Эта густонаселенная страна тоже отличается крайне низкими показателями смертности во время пандемии. Похожая ситуация на Тайване - там работало отслеживание контактов по камерам, проводили эпидемиологические расследования каждого случая заражения. Монголия легко отделалась, но это редко заселенная страна, видимо, причина в этом. Хорошие показатели у Дании, Австралии, Канады. Я перечислил страны, где прирост смертности в целом не превышал 10% к обычному. В России же он составил плюс 69%, а в Перу — плюс 115%.

- Какие можно сделать выводы на будущее? Какие меры по сдерживанию пандемического процесса показали наибольшую эффективность?

- Самые эффективные меры — карантины, грамотная информационная политика и вакцинация. До появления вакцины лучше всего работали карантины и информационная кампания, дальше — вакцинация и информационная кампания плюс система мягких карантинов, с призывом к ограничению контактов. Ну и, конечно, адаптация системы здравоохранения. Все это нужно учитывать на будущее.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру