Подробности извлечения из озера Рица личного катера Сталина: пролежал на глубине полвека

История и параметры судна - одна большая загадка

В маленькой Республике Абхазия – большая сенсация. Со дна озера Рица подняли старый катер, на котором совершал водные прогулки сам товарищ Сталин.

История и параметры судна - одна большая загадка

Информацию о спасении исторического раритета опубликовал Sputnik Абхазия. Инициатором столь непростой в техническом отношении операции стал местный предприниматель Даур Чамагуа. Он рассказал журналисту, что об этом суденышке слышал от своего отца. Якобы данный катер был выпущен еще в 1930-е – 1940-е гг. А затонул он лет 60 назад в результате столкновения с прибрежной скалой.

«Катер находился на глубине около 12 метров у правого берега озера... Пришлось приложить много усилий и средств для того, чтобы его вытащить. Нам понадобилось на это два месяца», – уточнил Чамагуа. Затем предприниматель-энтузиаст пояснил, что прогулочное судно поднимали со дна при помощи нескольких специальных надувных подушек, которые удалось позаимствовать в подразделении МЧС, и добавленных к ним больших камер от грузовика КрАЗ. Затем «утопленника» тянули к берегу металлическими тросами, прицепленными к внедорожникам.  

Чамагуа сообщил также, что длина плавсредства порядка 8 метров, а ширина – около 3. Состояние катера довольно ветхое: «…уже весь гнилой». Надписей и обозначений на бортах не сохранилось.

Какова дальнейшая судьба данной реликвии, пока не известно. Его спасители предполагают восстановить катер, а затем, возможно, сделают одной из местных исторических достопримечательностей.

Справка «МК»:

«Жемчужина» Абхазии горное озеро Рица протянулось на почти 2,5 километра. Максимальная ширина его – около 870 метров, а максимальная глубина превышает 110 метров.

Вскоре после окончания войны на берегу начали строительство загородной резиденции для Сталина. Спецобъект под обозначением «госдача № 5» был готов в июле 1947-го. С тех пор «отец народов» ежегодно приезжал сюда вплоть до 1951 года и проводил на отдыхе от нескольких дней до месяца.

Одним из развлечений «хозяина» были водные прогулки. Для них на Рицу привезли катера – для самого Иосифа Виссарионовича с его гостями и для сопровождающей охраны.

Что же за судно выудили нынче со дна абхазского озера? Своими комментариями поделился с корреспондентом «МК» специалист, занимающийся историей судостроения, Дмитрий Мазур.

– Честно говоря, фотография, которой проиллюстрирована эта новость из Абхазии, не очень «стыкуется» с рассказом самого энтузиаста. Он упомянул про размеры катера: 8 метров в длину, 3 в ширину. Однако изображение нас убеждает в ином. Восьмиметровая длина – еще туда-сюда, можно согласится, что близко к этому (точно не скажешь, поскольку на фото суденышко показано не полностью). Но трехметровая ширина – явное преувеличение. Судя по картинке, этот габарит ближе к полутора метрам.

Пролистав справочники, можно сделать вывод, что, скорее всего, перед нами останки полуглиссера НКЛ-27. Этот кораблик был спроектирован еще в 1934-м. Судно весом почти полторы тонны, рассчитанное на 5 человек, имело чуть более 7 метров в длину и около 1,5 в ширину. В носовой части его стоял специально доработанный двигатель от полуторки ГАЗ-АА мощностью в 50 «лошадей», который позволял разгонять катер до 35 км/час. Весь «двадцать седьмой» – деревянный. Набор корпуса состоит из ясеневых, сосновых деталей. Наружная обшивка выполнена из выгнутых сосновых досок толщиной около сантиметра, а палуба на носу и корме сделана из толстой фанеры со специальной пропиткой.

Мне попадалась информация, что в 1947-м, когда была готова новая сталинская дача №5, на озеро Рица доставили два катера НКЛ-27. А кроме них также пару служебных глиссеров для сотрудников охраны.

Вообще НКЛ-27 выпускали в СССР для нужд моряков и пограничников. Но эти «правительственные» экземпляры, которые привезли на озеро Рица, конечно имели люксовое исполнение. Скорее всего кокпит (салон) был отделан ценными сортами древесины, в том числе издавна популярным для такой цели тиковым деревом, привезенным из Южной Азии. Наверняка установлены были удобные мягкие сидения, металлические дуги для натягивания водонепроницаемого прорезиненного тента… Борта каждого из катеров выше ватерлинии выкрашены в белый цвет, а нижняя часть была красной.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру