Омбудсмен Волынец объяснила, зачем запрещать продавать газировку детям до 18

«Данная идея производителей напитков, конечно, не обрадует»

Детский омбудсмен Ирина Волынец направила в Госдуму предложение о запрете продажи сладкой газировки детям до 18 лет. «МК» выяснил у Ирины Волынец подробности ее инициативы, выступает ли она за полный запрет газнапитков для детей или только за ограничения в употреблении, а также рассмотрел эту идею с экономической и медицинской точек зрения.

«Данная идея производителей напитков, конечно, не обрадует»
Фото: unsplash.com

Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане, глава «Национального родительского комитета» Ирина Волынец предложила запретить продажу сильногазированных безалкогольных сахаросодержащих напитков детям до 18 лет. В качестве обоснования она привела одну из целей государственной политики – защищать детей от факторов, которые плохо влияют на их физическое развитие. Кроме того, сейчас газированные напитки и так уже запрещены к реализации в школах.

– Наша инициатива направлена на то, чтобы родители сами решали, стоит ли покупать детям сладкую газировку, в каких случаях и сколько, – пояснила «МК» Ирина Владимировна, которая, к слову, сама является мамой четверых детей. – Мы не ставим целью запрет на употребление, мы имеем в виду свободную продажу, потому что часто дети, имея карманные деньги, без ведома родителей тратят их на вредные для здоровья пищу и напитки. Но большинство родителей не хотели бы, чтобы дети это покупали, и приходят в ужас, узнав, что ребенок выпивает по несколько банок в день. У сладких газированных напитков есть коварное свойство – они не утоляют жажду, а лимонная кислота, которая в них содержится, снимает это ощущение приторной сладости. Те напитки, которые содержат не сахар, а сахарозаменители, тоже, по мнению медиков, небезопасны для здоровья. 

Как итог, говорит Ирина Волынец, многие дети страдают лишним весом и ожирением, и это не только проблема России, но и других стран. А ожирение ведет к многим заболеваниям, включая гормональный сбой и патологическую перестройку органов и систем организма. Ребенку не хватает знаний в этой сфере, поэтому родителям нужно контролировать данный процесс. Детский омбудсмен также считает, что на напитках следует писать крупными буквами об их вреде, по аналогии с пачками сигарет и бутылками с алкоголем.

– Что вы посоветуете в качестве альтернативы сладкой газировке?

– Это могут быть соки, но они не должны содержать искусственного сахара – во всяком случае, по заявлению производителей. При этом нужно понимать, что даже свежевыжатые соки содержат много сахара, и поэтому их нужно либо разбавлять водой, либо употреблять дозированно. Нельзя забывать и о чистой воде, которая необходима организму. Можно сделать дома ребенку морс из свежих ягод, добавив немного меда, компот или собственный квас. Также многие забыли о «чайном грибе», а зря – он очень полезен для здоровья, а, кроме того, детям будет интересно его выращивать и раздавать потом соседям.  

– Газированные напитки (лимонады) вредны преимущественно из-за высокого содержания сахара, который стоит ограничивать не только у детей, но и у взрослых, – в свою очередь, предупредила врач-педиатр Дарья Климук. – Но не уверена, что стоит запрещать покупать газировки детям до 18 лет, потому что, как известно, «запретный плод сладок», и так или иначе подростки, те, которые постарше, будут находить способы покупки этого продукта, что в теории может увеличить его потребление. На мой взгляд, было бы хорошо объяснять детям вред тех или иных продуктов, чаще и наглядно показывать возможные последствия – например, ожирение, которое, к сожалению, сейчас очень активно распространяется среди детей. И важно донести детям и взрослым, что необязательно исключать, но очень важно ограничить вредные продукты.

А ведь есть еще и экономический аспект потенциального запрета продажи лимонадов детям до 18 лет, о чем мы и поговорили с экспертом.

– Начнем с того, что это уже не первая попытка ввести запрет на продажу сладких газированных напитков несовершеннолетним, которая не нашла поддержки в Госдуме, – рассказала «МК» доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова Светлана Ильяшенко. – И данная инициатива производителей напитков, конечно, не обрадует. Согласно данным "Ромира", рынок сладкой газировки только-только восстановился к концу 2023 года. После начала СВО традиционные лидеры российского рынка сначала приостановили инвестиции в маркетинг, а затем и вовсе отказались от продажи на российском рынке своих глобальных брендов. Некоторые заводы прекратили производство напитков в России. Все это положительно отразилось на отечественных производителях этой продукции, которые за последние полтора года существенно нарастили объемы производства. Количественно выросла и аудитория потребителей: газировку по итогам 2023 года стали покупать чаще, чем в 2022 году. А вот средний чек пусть немного снизился (минус 4% по сравнению с годом ранее), в первую очередь, за счет того, что потребители стали покупать более дешевые – по сравнению с глобальными – отечественные бренды.

По словам Ильяшенко, категория сладких газнапитков без содержания алкоголя вообще является одним из самых динамичных и конкурентных сегментов рынка напитков, которые стремятся не только удержать свою долю рынка, но и привлечь новых покупателей, и, в первую очередь несовершеннолетних. Дети 10-17 лет – это наиболее привлекательная часть аудитории для производителей, говорит эксперт.

– Отмечу, что с 1 июля 2023 года в России, в частности, сладкие безалкогольные газированные напитки попали в список подакцизных товаров, и наше правительство рассчитывает на то, что благодаря этому бюджет будет пополняться ежегодно примерно на 35 млрд рублей, – добавила доцент. – Так что введение полного запрета представляется маловероятным. На мой взгляд, нужно не только принимать меры по запрету, но и проводить информационные кампании среди детей и подростков о вреде употребления данного типа напитков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру