Гонки на домах: как в Москве перемещали здания

85 лет назад здание нынешней московской мэрии сдвинули на 13, 6 метра

Здание мэрии Москвы на Тверской, 13 — не только одно из самых известных в столице, но и едва ли не самое быстрое в мире. Известно, что оно может двигаться со скоростью 13,6 метра за 41 секунду. И нет, автор не перегрелся на солнце. 85 лет назад, 16 сентября 1939 года, здание весом около 20 тысяч тонн передвинули именно с такой скоростью. «МК» вспоминает, как и зачем это было сделано.

85 лет назад здание нынешней московской мэрии сдвинули на 13, 6 метра

Конечно, перемещать тяжелые и громоздкие объекты люди умели еще во времена египетских пирамид и Стоунхенджа. В XV веке Аристотель Фиорованти задолго до отъезда в Москву и строительства Успенского собора прославился, передвинув на 13 метров колокольню в родной Болонье. Но по настоящему градостроители увлеклись «ездой на домах» во второй половине XIX века, в первую очередь в США, когда при бурном росте городов сдвинуть дом зачастую оказывалось дешевле, чем построить на его месте новый.

В Москве дом впервые передвинули в 1898-м — двухэтажное здание на Каланчевке мешало прокладке железнодорожных путей. Интересно, что это краснокирпичное строение, хоть обветшало и заброшено, но живо до сих пор — его адрес Каланчевская, 32/61.

Однако настоящие домовые гонки начались в 1930-е.

В одной из современных викторин однажды прозвучала такая загадка: «Герой этого произведения вернулся из лагеря, но не нашел материнского дома». Нужно было догадаться, что речь идет не о слезливом шансоне, а о стихотворении Агнии Барто «Дом переезжает», где «Сёма долго не был дома, отдыхал в Артеке Сёма», а по возвращении в Москву обнаружил, что «захотим — и дом подвинем, если нам мешает дом». Причем тут речь идет о конкретном доме на ул. Серафимовича, 5/6, которого отодвинули от стройки Большого Каменного моста. Он тоже стоит до сих пор. Важно то, что «передвижники» стали настолько популярны в Москве, что дошли до детских стихов.

Командовал парадом созданный в 1936 году трест по разборке и перемещению зданий, главным инженером которого был Эммануил Гендель. Этот инженер стал специалистом номер один в решении задачек по перемещению многотонных махин из точки А в точку В. В  статье 1938 года он писал: «Иностранные фирмы, ведущие эту работу, держат в секрете основные конструктивные элементы и расчеты. Пришлось до всего добираться самим». 

Элемент соревнования с буржуями, конечно, наличествовал. Так, в Индианаполисе в 1930-м году перевезли на 30 метров и развернули на 90 градусов семиэтажное здание телефонной станции весом в 11 тысяч тонн. При этом сотрудники оставались на местах и работа продолжалась. Но мы быстро утерли нос американцам, благо повод был. В 1935-м приняли Генплан Москвы, в котором особая роль уделялась главной, ведущей к Кремлю магистрали — улице Горького (бывшей Тверской). Трудно представить, но тогда она была узкой и кривой. Улицу решили расширить — начиная от 40 м в районе Пушкинской площади и до 56 м уже около Кремля. Для этого большую часть застройки предполагалось снести, а разные важные здания - сдвинуть за красную линию. В 1938 году на 4,2 метра вглубь был перемещен дом Савиновского подворья (нынешний адрес Тверская, 6, стр. 6) весом в 23 000 тонны (рекордный вес!). Слухи об этой операции сразу обросли эффектными деталями. Например, говорили о том, что дом сдвинули за ночь, и жильцы почуяли неладное, только увидев поутру за окном немного изменившийся пейзаж. Рассказывали о башенке из кубиков, которую маленькая жительница дома вечером выстроила на полу и которая утром не упала, — так плавно двигали дом. На самом деле дом аккуратно перемещали трое суток, а готовились к операции несколько месяцев, так что ничего неожиданного в ней не было.

Технология перемещения, упрощенно говоря, была такова. Дом со всех сторон укрепляли каркасом из металлических балок и тросами срезали с фундамента. На пути к новому, заранее подготовленному фундаменту прокладывали рельсы, а на них клали катки. Уже на катки устанавливали ходовые балки, которые заводились под дом и приваривались к каркасу-раме. Так постепенно весь дом ставили на катки. А потом с помощью лебедок спереди и домкратов сзади его понемногу тянули-толкали на новое место. При этом здание продолжало нормально функционировать. Все коммуникации, от света до канализации, переподключались с помощь временных кабелей и труб.

Это был общий принцип, но всякий раз приходилось искать индивидуальный подход, как, например, это было со зданием Моссовета. Тут надо отметить, что выглядело оно поскромнее нынешнего. Не было надстроенных после войны двух этажей, портика с колоннами, пилястров в нижней части фасада. Но всего равно дворец, выстроенный в 1778-1782 годах при участии знаменитого Матвея Казакова, смотрелся достаточно внушительно. Служивший практически с момента постройки резиденцией генерал-губернатора, а потом отданный Моссовету, он был символом городской власти. Кроме того, в этом старейшем из передвигаемых зданий в подвалах хранились обширные архивы. Поэтому его было решено двигать вместе с подвалом. Фундамент срезали на 4 метра ниже земли.

Расчеты выверялись до мелочей. Но все равно простые люди не особо доверяли таким фантастическим операциям. Ходили слухи, что многие сотрудники Моссовета уволились перед покатушками, но проверить их сейчас трудно. Да и кто бы им дал массово покинуть пост в 1939-м — тем более что перемещение здание замышлялось как показательное выступление.

Как бы то ни было, но все прошло без сучка и задоринки. При большом скоплении людей 16 сентября 1939 года 20-тонное здание Моссовета передвинули на 13,65 метра за 41 минуту. И это был мировой рекорд по скорости. Как тебе такое, дядя Сэм?

Здание перенесло операцию в целом спокойно, хотя нижние этажи позже и пошли трещинами. После войны их укрепили металлическими конструкциями. Помимо прочего, в ходе реконструкции исторически желтое здание было перекрашено в привычный нам красный цвет.

В Москве передвинули еще несколько домов. Особенно эффектным было перемещение в 1940-м с улицы Горького в Мамоновский переулок (тогда переулок Садовских) здания глазной больницы. Его еще и развернули на 97 градусов! При этом внутри больницы шла срочная операция.

«Инженер-передвижник» Эммануил Гендель прожил долгую и насыщенную жизнь. Он передвинул еще ряд зданий, в том числе костел XVI века в Чехословакии, руководил работами по выпрямлению колокольни в Ярославле, нескольких минаретов в Самарканде и ряда других объектов. Последней его работой стало выпрямление в 1988 году покосившегося дома в Большом Афанасьевском переулке. Генделю тогда было 85 лет. Умер он в начале 1990-х.

Без его участия в 1979 г. на 33 метра в сторону Настасьинского переулка переместили здание типографии Ивана Сытина на Тверской. А в 1982-м на рельсы встало здание МХТ в Камергерском, правда его скорее раздвинули, чтобы расширить сцену. А в 2020-м ради жилого комплекса сдвинули старую водонапорную башню в районе Савеловского вокзала. С тех пор московские здания никуда не едут. По крайней мере пока.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29362 от 16 сентября 2024

Заголовок в газете: Дом сказал: «поехали»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру