Таксидермист объяснил, почему владельцы домашних животных стали чаще увековечивать их после смерти

«Как живой»: россияне стали чаще обращаться к таксидермистам с просьбой сделать чучело умершего домашнего питомца

Новый тренд последних месяцев: россияне стали чаще обращаться к таксидермистам с просьбой сделать чучело умершего домашнего питомца. Иметь всегда перед глазами любимого Тузика или Бобика «как живого» — вот такая странная на первый взгляд идея фикс.

Большинство специалистов отказываются. Считают подобные пожелания негуманными. Однако находятся и те, кто откликается на экзотические просьбы.

«МК» пообщался с таксидермистом, чтобы понять, нормально ли это — держать в квартире чучело любимого домашнего животного.

«Как живой»: россияне стали чаще обращаться к таксидермистам с просьбой сделать чучело умершего домашнего питомца
Фото: предоставлено героиней материала

Маргарита Чайка увековечивает домашних животных с 2016 года. Интерес к таксидермии у девушки проснулся в детстве. Началось с коллекционирования бабочек. А однажды восьмиклассница Марго нашла в заброшенной гостинице мумифицированное тело кошки.

— Забрала голову, дома ее сварила, почистила, получился череп, — вспоминает Маргарита. — Он мне так понравился, что я решила собирать мертвых животных вдоль дорог и железнодорожных путей. Я не какая-то извращенка, поверьте. Все, кто хочет овладеть таксидермией, поначалу тренируются на материале, который находят на улице. Это кошки, собаки, которых сбили машины, погибшие под электричкой птицы или птенцы, выпавшие из гнезда. Если повезет, можно получить материал у охотника. Увидев мои первые экспонаты, мама не упала в обморок, а познакомила меня с охотником, который дал мне литературу про таксидермию.

— Многие учатся таксидермии по видеороликам.

— К сожалению, в биологических вузах на таксидермистов не обучают. Есть полугодовой курс, который посвящен заготовке экспонатов для музеев. Натренироваться по видеороликам можно, но это долгий и муторный путь, без гарантии успеха. Лучше обратиться к профессионалам, которые могут взять вас в подмастерье.

— Ваша профессия денежная?

— Это деликатная информация. Я же не спрашиваю, сколько стоил гроб вашего дедушки? Заработок таксидермиста зависит от проекта, клиента, бывают госзаказы, частники, коллекционеры.

(По данным «МК», цены на изготовление чучел небольших домашних животных варьируются от 70 до 300 тысяч рублей.)

— Вы работаете дома?

— У меня мастерская, снимаю техническое помещение больше 100 «квадратов» с высокими потолками, вытяжкой. Там стоят три морозилки объемом 300 литров, есть большая ванная для препарирования, столы. По образованию я инженер-технолог, смогла правильно обустроить мастерскую.

«Птичка не зря пропала»

— В последнее время россияне стали чаще обращаться с просьбой сделать чучело умершего животного. С чем это связано?

— Просто это дело стало более гласным, приемлемым. Идет больше одобрения, чем порицания. Для меня желание сохранить фото бабушки или скелет кошки всегда стояло на одной чаше весов. Кстати, клиенты заказывают чучела не только кошек и собак, но и других домашних питомцев: декоративных крыс, морских свинок, черепашек, хомяков, хамелеонов, змей, ящериц.

— Почему большинство таксидермистов отказываются работать с домашними животными?

— Некоторые коллеги действительно считают, что из дикого волка можно делать чучело, а собака — член семьи, поэтому это недопустимо. На мой взгляд, все животные равны. Для меня нет грани. Какая разница, червяк домашний или уличный. Он все равно червяк.

Как правило, отказываются работать с домашними животными таксидермисты старшего поколения. Некоторые из них в прошлом охотники. Их клиенты — это мужики из фильма «Особенности национальной охоты». Охотник, который заказал чучело, спросит у специалиста: ну че, как там мой лось? Женщина, которая захочет увековечить котика, поинтересуется: как там моя кошечка, все ли с ней нормально? Чувствуете, совершенно другие оттенки эмоций.

Увековечивание домашних животных — это скорбь, трагедия, желание оставить что-то близкое рядом с собой. Сопереживать клиенту дано не каждому. Это тяжелые эмоции. Нужно разговаривать с заказчиком, выслушать историю умершего животного. Присутствует некий ритуальный момент, как с похоронами. Мне кажется, что коллегам просто не хочется испытывать такие эмоции.

Второй момент: таксидермисты привыкли работать по определенной технологии. В России есть крупная студия, которая производит для нашей сферы расходные материалы — манекены, на которые надевается шкура. При увековечивании медведя специалист снимает с него мерки, идет в магазин и заказывает скульптуру. Всё просто — в отличие от домашних питомцев. Если речь идет о кошке, то каждая из них индивидуальна в своих пропорциях. Манекены для них мы делаем сами. Здесь требуется опыт. Процесс сложный. Вот еще одна причина отказа.

Третья причина заключается в свойствах шкур пожилого животного. Любая куница, белочка обладает более классной для выделки шкурой, нежели старая пожилая кошка или собака. Болезни сильно изнашивают организм. Работать со старой шкурой сложнее.

Ну и потом работа с домашним животным — непредсказуема. Существует риски, что чучело не понравится клиенту.

— Вы делаете охотничьи трофеи?

— Делаю, но они не превалируют в моей практике. За этот год я сделала оленя, лося, куницу с белкой, тетерева, гуся. Сейчас готовлю единорога — не то чтобы охотничий трофей, но приближенный.

Фото: предоставлено героиней материала

«Ушки лучше бы оставила родные лысые»

Прошу Маргариту в двух словах объяснить, как происходит процесс изготовления чучел. Для начала нужно заморозить животное. Затем тело передают таксидермисту.

— Первый этап — препарирование, снятие шкуры. Второй — выделка шкуры. Пока шкуру обрабатывают, делаем манекен животного по слепкам его тела: дообрабатываются мышцы, восстанавливаются объемы, придается правильная мимика. Выделанную шкуру сопоставляем с манекеном. Дальше — сборка. Шкура надевается на клей, зашиваются швы, делается мимика мордочки. В какие-то места добавляем глину, чтобы пролепить складочки, морщинки, уголки глаз. После чучело высушивается специальным феном, вычесывается, удаляются колтуны. И финишная реставрация, так называемый посмертный макияж. На изготовление чучела уходит от нескольких месяцев до полутора лет.

— Заказчики наблюдают, как проходит процесс?

— На разных этапах я скидываю заказчику фотографии, утверждаем позы при изготовлении манекена. Иногда приглашаю посмотреть. Когда человек принимает участие в процессе, он не только успокаивается, но и знает примерно, как будет выглядеть конечный результат, с каким сложностями я столкнулась.

— Помните ваш первый случай увековечивания домашнего животного?

— По-моему, это был скелет кошки на подставке. Потом стали заказывать рептилий. Когда в доме живет красивая змея, ее не спешат закапывать в землю после смерти. Наработав определенный опыт, я стала браться за чучела.

— Клиенты со странностями попадаются?

— Однажды мне позвонила женщина, которая хотела увековечить кота, умершего в 17 лет, и сохранить его ДНК, чтобы в дальнейшем клонировать животное. Обратилась в криокомпанию. Я пыталась объяснить, что это выброшенные деньги. В уставе компании действительно прописано, что они хранят материал и часть денег тратят на развитие технологий клонирования. Но по факту никто этим не занимается. Одним словом, люди отдают деньги за то, что кусочек тела их животного просто хранится в сосуде Дьюар (предназначен для длительного хранения веществ при повышенной или пониженной температуре. — «МК») в жидком азоте. Клонированием занимаются в основном в Китае за очень большие деньги. Мне хотелось, чтобы женщина избежала лишних трат и страданий. Она не послушала. Приехала представитель криоагентства, отрезала кусочек кожи от тела и уехала.

А я взялась за изготовление чучела. Когда разморозила тело, оно оказалось в плохом состоянии из-за болезни: сломана лапа, на подбородке пролежень, была мочекаменная болезнь. Я предложила хозяйке отказаться от идеи чучела. Она уговорила попробовать.

Обычно после того как я снимаю шкуру с животного, останки либо кремирую, либо утилизирую по желанию клиента. Но хозяйка попросила вернуть тело. Кот находился в морозилке у знакомого в мастерской. Ночью случился форс-мажор. Морозилки отключились, все тела утилизировали. Хозяйка расстроилась, просила нас съездить на свалку отыскать тело. Оказывается, она планировала показать труп ветеринарам, чтобы те вскрыли и посмотрели, как проходило лечение болезни.

Когда шкура прошла выделку, у нее облели хвост и уши. Так как уши были лысые, я взяла импланты ушей от волка. Они оказались похожи по цвету. Еще у меня сохранилась лишняя шкура волка, откуда я выпорола полоску и восстановила хвост.

Хозяйка заплакала от счастья, когда увидела чучело. Сказала, что кот действительно похож, но заметила, что ушки лучше бы оставила родные лысые.

Позже она рассказала про трагедию своей жизни. Выяснилось, что у нее есть кладбище питомцев. Все они умерли в одну и ту же дату. Считала, что ее прокляли.

Не могу сказать, что она чокнутая. Просто человек со сложной судьбой. И кот был ей дорог, она не хотела его отпускать. Так, как она, думают многие. Разница лишь в том, что она захотела чучело, а кто-то утилизирует тело или выбрасывает пакет с трупом в парке. Весной в том же Измайловском парке можно найти много мусорных пакетов с животными. Выбирая между такими похоронами и увековечиванием в виде чучела, я бы предпочла второй вариант. Как минимум это эстетично.

Фото: предоставлено героиней материала

«Эксгумировали крысу»

— Однажды ко мне обратился клиент из Екатеринбурга, ему было под 70, — продолжает Маргарита. — У него умерла любимая персидская кошка. Он отнес тело в семейный склеп и связался со мной. Пока кошка лежала в склепе, ее тело проходило естественный процесс тления, пованивало. Мужчина герметично упаковал труп, передал мне в Москву. Я обработала кости и положила их в шкатулку. Хозяин хотел, чтобы после смерти его похоронили вместе с останками любимого питомца. Он был счастлив, что она останется с ним после ухода.

— Увековечить животное можно по-разному?

— У людей разный подход к увековечиванию. Одни хотят иметь чучело в шкатулке, чтобы иногда доставать, гладить и убирать обратно. Другие просят сделать лапки, черепа или скелеты. Третьим нравится чучело на подставке. Иногда бюджет играет роль. Сделать бюст крупной собаки гораздо дешевле, чем всю собаку. Некоторые предпочитает шарнирное чучело, подвижное, чтобы гнулось, как игрушка, с ним можно взаимодействовать. В последней просьбе я обычно отказываю, потому что шарнирные чучела быстро изнашиваются. Чучело в классическом понимании — статичная вещь.

Однажды ко мне обратилась женщина, которая закопала умершую крысу в снегу в поле, попросила эксгумировать животное и сделать чучело. Состояние останков оставляло желать лучшего. Я предложила поместить тело в емкость с формалином. Но клиентка хотела иметь тактильный контакт. По итогу мы нашли альтернативу в виде бальзамирования, мумифицировали крысу.

— Как выбирают позы для чучел домашних животных?

— Я рекомендую выбирать спящие позы с закрытыми глазами, потому что искусственные глаза сделать сложно. Этим занимаются отдельные специалисты.

— Чучело сильно отличается от оригинала?

— Чучело никогда не будет полной копией животного. Чтобы получилась копия, нужно прожить с питомцем, знать каждый волосок, мимику, взгляды, позы для сна. Мы лишь стараемся приблизиться к облику этого животного.

Не у всех таксидермистов получается. Недавно я помогала коллеге, которая взялась делать корги. Ребята из ее мастерской с заказом не справились. Они пытались сделать скульптуру собаки из купленного в магазине манекена красного волка, так как базы слепков на домашних животных нет. Получился полуперерезанный недоделанный манекен, который совершенно не соответствовал собаке. Я сделала все, что было в моих силах. Клиент еще не видел чучело.

— За какую работу никогда не возьметесь?

— Которая высмеивает животное или оскорбляет его внешний вид. Не стану делать зайца, переодетого в охотника, или двуглавого орла, медведя с балалайкой. Откажусь делать животное в неестественной позе.

«Мои клиенты — не фрики и не сумасшедшие»

— Если человек задумал заказать чучело, что ему нужно знать заранее?

— После смерти питомца тело нужно заморозить — это первое и важное правило при увековечивании.

Часто люди звонят и говорят: у меня пять дней назад умерла кошка, храню ее на балконе. На улице ноль градусов. Естественно, такая шкура уже не подойдет, поэтому от заказов я отказываюсь. Из гнилого, протухшего или мумифицированного тела можно сделать только скелет или набор костей.

— Вам приходилось отговаривать клиента от заказа?

— Я растягиваю время передачи тела в мои руки. Если тело уже мне передано, не сразу начинаю работать. Храню, пока не будет принято окончательное решение по поводу чучела. Часто хозяева питомцев в порыве эмоций принимают скоропалительное решение, о чем могут пожалеть. Поэтому сначала думаем, потом заказываем.

Недавно ко мне обратился мужчина из Белоруссии. У него дома жил котенок, которого он подобрал на улице, вылечил, выкормил, поставил на ноги. Во время уборки дома случайно придавил котенка диваном. Безумно расстроился, хотел сделать чучело в корзиночке, где он любил спать. Приехал в Москву, передал тело. Я сняла с животного посмертные маски и заморозила. Через полторы недели он со мной связался и выдал, что передумал. Мы условились на кремацию. Я ему передала посмертные маски мордочки и слепок лапки. Вот такая коробочка памяти останется хозяину.

Была ситуация, когда заказали чучело огромного немецкого дога. Мы положили его в морозилку, провели вскрытие, установили причину смерти. Потом люди звонили и придумывали глупые отговорки: ой, нашему ребенку приснилась отрубленная голова собаки. В итоге попросили вернуть тело. Труп они похоронили на своем участке, но не смогли вырыть глубокую могилу, и у них сильно завоняло. Не знаю, как они потом справлялись.

— Обыватели считают людей, которые заказывают чучела питомцев, психически нездоровыми.

— Мои клиенты не фрики, не сбежали из психушки. Это самые обычные люди, которые живут рядом с вами. В увековечивании животных нет ничего странного. Даже Петр Первый увековечивал домашних собак и лошадь. Экспонаты стоят в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.

Но я догадываюсь, почему таких людей считают сумасшедшими. Для обывателя странно, что кто-то хочет хранить дома что-то подобное. Раньше я тоже боялась трупов, падала в обморок от одного вида. Хотя смерть — естественное событие, она не должно пугать.

«Человек пахнет и выглядит как животное»

— Вы могли бы работать с человеческими телами?

— Я посетила курсы, которые организовали практикующий судмедэксперт Алексей Решетун и танатопрактик Оксана Томилина. Исследовательский медицинский университет имени Пирогова закупил кадавров (мертвое тело человека, которого используют в медицинских и научных исследованиях или обучении) в Америке. Оказывается, в России сложнее достать невостребованное неопознанное тело, чем купить тело человека, который завещал себя науке в США, растаможить и привезти. Я пошла на курсы, чтобы проверить ментальные моменты — получится ли у меня не бояться смерти, насколько мне это противно или нет, достаточно ли проработала психологические травмы. Что могу сказать: человек пахнет как животное, выглядит как животное. Работать с трупом нормально, к виду мертвого тела привыкаешь.

Меня удивила на тех курсах девочка, которая надела семь пар перчаток, работала только инструментами, тела не касалась. Объяснила, что ей противно дотрагиваться. Я не против одного слоя перчаток, хотя от кадавров не заразишься, они проверены на все заболевания. Изначально на них тренировались челюстно-лицевые хирурги, стоматологи, пластические хирурги и только потом мы. Тела оказались сильно покромсаны, порезаны, в каких-то местах отпрепарированы. Мы все это восстанавливали.

— Вы, наверное, совсем не брезгливый человек?

— Брезгливому нечего делать в таксидермии. Отвращение к запахам может помешать в нашей профессии. Мою брезгливость исключает еще наличие прививок от бешенства и столбняка. Эти заболевания теоретически можно подцепить при работе. Поэтому вакцинироваться необходимо, тогда будет не так страшно.

— Вы думаете, если бы по закону у нас разрешили делать мумии из умерших родственников, желающие нашлись бы?

— Думаю, да. Будем честны, у нас есть товарищ Ленин. Это самая высококлассная мумия! Во многих странах покойников мумифицируют. Просто в нашей российской культуре это не принято.

— Таксидермистов в России много?

— Больше, чем в других странах, но не так много, если мы говорим про профессионалов. Таксидермия не только работа, но и образ жизни. Если человек полностью не погружен в профессию, то мастером не станет. Этим ремеслом надо жить, гореть, отдавать много времени.

— Профессиональная деформация присутствует? Условно, смотрите на живую собаку и представляете, какое из нее могло бы получиться чучело?

— Деформация есть. Но я не оцениваю животных как чучело. Я просто вижу, если животное страдает, какое оно изнутри, насколько ему больно. Могу потрогать питомца и понять, хорошо ему или нет, болеет он или нет, правильное ли у него питание. У меня рентгеновское зрение.

— У вас есть животные?

— У меня три кошки, штук 8 пауков-птицеедов, змея, декоративные мыши и колония жуков. И чучела, сделанные из своих домашних питомцев, у меня тоже есть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29468 от 24 февраля 2025

Заголовок в газете: Хоть душкой, хоть чучелом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру