1 марта — особый день в славянской традиции, когда почитают Марену (Морану) — могущественную богиню Зимы и Смерти. Как верили наши предки, Марена владеет Навьим миром и помогает душам усопших перейти через Калинов Мост, разделяющий мир живых (Явь) и мир мертвых (Навь). Прямо как в древнегреческой мифологии этим занимался «мрачный старец» Харон, который на своей лодке переправлял души умерших через реку Стикс к Аиду в его царство мертвых, где они подвергались суду и получали по «заслугам» свою участь…
Как можно узнать из источников на просторах Интернета, в древнерусской мифологии существуют персонажи, которые перекликаются с мистическим образом «живых мертвецов» в разных национальных культурах. «Навьи» — так называли жители Древней Руси души усопших. 1 марта наши предки поминали ушедших в мир иной близких, а именно — готовили поминальный стол с традиционными угощениями (каша, хлеб, блины) и ставили свечи в память о них.
У славян в этот день существовал обряд очищения от негативных энергий, то есть обряд защиты от «навий». «1 марта также называют Навий день, или Вьюницы, — рассказывает Мирослава Буш. — В ночь перед праздником пробуждаются неупокоенные духи: те, чьи обряды упокоения были нарушены или чьи могилы разрушены. Они могут бродить среди живых, пытаясь привлечь внимание или даже вселиться в них».
Как же спасались от них древние славяне? Например, развешивали обереги у входа в дом — пучки трав (полынь, зверобой), ветки рябины или чеснок. Окуривали дом защитными травами (полынь, шалфей, ладан).
Эзотерик также напомнила, что соль в славянской традиции считается мощным очищающим и защитным элементом, и поэтому наши предки проводили защитный обряд с использованием соли. Они брали горсть соли и обходили свой дом по периметру, посыпая ею у порога, возле окон и дверей со словами: «Солью священной дом охраняю, зло и навьи прочь прогоняю. Никто чужой сюда не войдет, только добро и свет придет». После этого древнего ритуала, если вы решитесь его воспроизвести, соль надо собрать и выбросить за пределы дома.
Второе событие 1 марта — Ярилин день, посвященный славянскому богу солнца и плодородия Ярило. В этот день, как рассказала эзотерик, нужно было обязательно выйти на улицу и подставить лицо первым весенним солнечным лучам, чтобы весь год сопутствовали удача и счастье.
Кстати, Ярилиных дней в году два: 1 марта и 1 июля. С летним Ярилиным днем 1 июля тоже связано множество народных примет и суеверий. Например. существовало поверье, что, если девушка умоется росой в Ярилин день, весь год у нее не будет отбоя от женихов.
Но поскольку до 1 июля еще далеко, речь идет пока только о весеннем Ярилином дне.
По легенде, в этот день бог Солнца вонзает в землю «солнечные вилы», чтобы она «ярилась» — прогревалась и пробуждалась к жизни. И да — наши предки действительно долгое время отмечали Новый год 1 марта. Это было связано с приходом весны и началом нового цикла в природе, хозяйстве и жизни человека.⠀
Мы нашли в соцсетях определение первых дней весны, которые наши предки называли Ярилиными днями: «Солнце вздымает зиму на вилы, а вилы его — это солнечные лучи. Поэтому в старину говаривали в этот день: «Поднялся Ярило — берись, мужик, за вилы». На эзотерических страницах в соцсетях есть советы женщинам: поскольку Ярило — это бог плодородия, 1 марта дамам желательно понежиться на солнце (о чем упомянула выше и Мирослава Буш), вобрать в себя силу мартовского солнышка, чтобы наполнить себя женским здоровьем и красотой. А еще умыться талой водой — для этого нужно растопить полуденный снег.⠀
Кстати, некоторые турфирмы даже предлагают совершить экскурсии «1 марта в Ярилин день»: «Мы предлагаем встретить первый день весны в дружной компании и отправиться в поход на живописный (такой-то) остров!». Праздник Ярилин день особенно популярен в таких странах, как Беларусь, Молдова, Румыния и Болгария.
Стоит подчеркнуть, что РПЦ настроена крайне негативно к подобным праздникам. Как ранее сказал в интервью «МК» священнослужитель Иваново-Вознесенской епархии, иеромонах Макарий (Маркиш), «пропаганда язычества представляет собою прямую попытку разрушения традиционных религиозных конфессий России, христианства и ислама, и духовных основ российского общества».
Однако мы предлагаем рассматривать подобные древнеславянские даты и события как информацию о корнях, традициях и верованиях предков-славян, как элементы мифологии в культурах разных народов.