Аргументация органов опеки проста: мол, дети в опасном положении — поэтому их забрали до исправления и улучшения всех условия. Вот только возникает простой естественный вопрос: а как улучшать эти условия, если мама уже несколько лет подряд в декрете? Четверо младших детей родились один за другим, а сейчас Людмила беременна шестым. Понятно, что взять и быстренько купить квартиру ей не под силу. Впрочем, как и довольно многим многодетным семьям.
Как стало известно «МК», детей переместили из родного дома еще в августе 2024-го. Трех старших — в социально-реабилитационный центр, двух совсем маленьких — в дом малютки. Уже полгода беременная мама мечется между двумя учреждениями, навещая то одну, то другую возрастную группу своих детей. Средние девочки-погодки часто болеют в большом коллективе, поэтому ездить еще приходится в больницу. А параллельно — обивать пороги чиновников, ища помощь и поддержку.
«Дети хорошие, умные, ухоженные, растут в любви», — сказала об этой семье уполномоченный по правам ребенка в Приморье Ольга Романова. Казалось бы: чего еще надо? Но Людмила все равно рискует лишиться материнских прав. В социально-реабилитационном центре дети могут находиться только полгода, если за это время ситуация не меняется — значит, дальше следует лишение родительских прав и статус детей, оставшихся без попечительства родителей.
— Мама ответственная, заботливая. Дети развитые, умненькие, опрятные, - рассказала «МК» директор социально-реабилитационного центра Ольга Соколова. — Заметно, что они очень устали от этой ситуации и хотят домой. Мы их все очень любим, но семью никто не заменит.
Младшие у Людмилы — мальчишки: годовалый и двухлетка. За те полгода, что малыши провели в доме малютки, они стали немного забывать маму. Вокруг столько заботливых женщин, а Людмила придет ненадолго, и бежит к другим детям.
О самой Людмиле известно, что родилась она в том самом общежитии, в той же комнате. Жила с мамой. Папу никогда не видела. До декрета работала крановщицей в Дальстрое. С отцом первого ребенка отношения не сложились. Но Людмила замуж особенно и не стремилась. Не стремится и сейчас. Через два года после рождения старшего встретила другого мужчину, от которого захотела иметь детей. Папа четверых, а в перспективе — пятерых детей, с семьей не живет, но о потомстве заботится.
— В их 16-метровой комнате отец сколотил что-то вроде крестьянских полатей для всех детей. Там они и спали, играли, читали, хранили одежду. Это было их местом. Мама тоже спала на полатях. Школьник в этой семье пока что один — старший сын. Он занимался в соседней комнате. Она принадлежит другим людям, но женщине разрешили там поставить стол, — рассказала директор социально-реабилитационного центра.
Общежитие Людмилы — коридорного типа. Общая кухня, санузел — на этаже. Даже с одним ребенком в таких условиях туго, а с несколькими, да еще и с погодками — это задачка «со звездочкой». Точнее, с пятью звездочками.
Уже несколько лет Людмила стоит в очереди на получение жилья, но это очень небыстро: её номер пока что сколько-то тысячный... Когда подойдет черед, то дети уже окончательно окажутся на попечении государства.
Со своим квартирным вопросом Людмила обошла все инстанции, а когда отобрали детей — побежала к депутату и в аппарат уполномоченного по правам ребенка. Так ситуация стала известна «МК». После первой публикации власти пообещали помочь героической маме. В самое ближайшее время Людмиле обещают дать трехкомнатную квартиру в новостройке.
Хорошо, что у Людмилы даже спустя полгода нашлись силы решить свою большую проблему. Но есть ответственные родители, у которых опускаются руки и у которых не находится сил что-то изменить,
— Квартирный вопрос — самый острый в многодетных семьях. Как показывают опросы, многие молодые родители хотели бы отказаться от самой популярной сейчас модели семьи — двухдетной. В пользу многодетности. От трех до шести детей уже становится не чем-то экзотическим, а нормой для семьи. И даже предметом восхищения. Многие родители осознают сложности многодетности и готовы на них идти. Но, как показывают наши опросы, останавливают только жилищные проблемы. Молодежь так и говорит: если бы за третьего давали квартиру, то хоть завтра, — рассказала «МК» социолог Елена Евдокимова.
— Мы с мужем давно решили стать многодетными, — рассказала газете свою история мама пятерых детей. - Первые трое детей родились в нашей двухкомнатной московской квартире. А дальше — пришлось выбирать. Или большая семья, или жизнь в Москве. Мы выбрали первое. Продали московскую квартиру и купили дом в Подмосковье. Добавили деньги из материнского капитала. И так поступили многие мои знакомые многодетные. Кто-то уехал еще дальше — во Владимирскую, Рязанскую, Калужскую область. Там лучше экология, вкуснее продукты. Но получается, что Москва — не для многодетных. Это обидно.