«МК» решил выяснить, насколько наши читатели осведомлены о целях федерального проекта «Профессионалитет». Для этого мы провели опрос на сайте mk.ru. Итоги показали — подавляющее большинство респондентов знает о проекте.
Проект «Профессионалитет» помогает создать новые условия подготовки высококвалифицированных специалистов за довольно короткие сроки. То есть ученик после окончания 9-го или 11-го класса уже через 2-3 года сможет овладеть профессией и выйти на работу не только с багажом теоретических знаний, но и с опытом производственной деятельности, полученным им на конкретном предприятии и в колледже на современном оборудовании, идентичном производственному, еще в процессе обучения. В этом и главная ценность и актуальность для нынешних экономических реалий проекта «Профессионалитет»: программы разрабатываются совместно с работодателями, и тем самым предприятия готовят для себя будущих, без преувеличения, «идеальных сотрудников», которые будут владеть практическими навыками по своей направленности. Работодатель всегда лучше знает, что должны знать и уметь его будущие работники, поэтому он должен обязательно участвовать в образовательном процессе колледжей, в формировании его программ обучения с упором на практику, и именно эту задачу решает «Профессионалитет».
Статистика поступающих в учебные заведения СПО наглядно демонстрирует, какие профессии и специальности пользуются сегодня популярностью у старшеклассников, выбирающих для себя такой путь, и какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем.
Сегодня мы переживаем цифровую революцию, которая кардинально меняет систему СПО. Поэтому не удивительно, что, по данным о приемной кампании, в кластерах «Профессионалитета» в прошлом году специальность «Информационные системы и программирование» стала самой массовой — целых 27,8 тыс. учащихся. Запросы новой цифровой эпохи отражают и появление таких направлений, как «Разработка компьютерных игр дополненной и виртуальной реальности» (09.02.10) или «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта» (09.02.13) — они показывают стремительный интерес молодежи к бурному развитию и эволюции IT-сектора. Уже сегодня работодателям нужны не просто программисты, а специалисты, которые способны создавать комплексные технологические продукты. Современная система СПО, которая держит руку на пульсе всех инновационных процессов в экономике, как раз в этом и помогает своим учащимся.
Специальность «Информатика и вычислительная техника» (09.00.00) стала одной из самых масштабных по количеству поступивших в «Профессионалитете» — 42,9 тыс. человек. Эта цифра тоже доказывает желание молодого поколения разбираться в современных технологиях.
А вот самой массовой профессией оказалась «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)», на нее в «Профессионалитете» поступило порядка 14,9 тыс. человек. То есть, даже во время почти тотальной цифровизации экономики, молодые люди все еще желают делать что-то своими руками, а не только писать коды на компьютере.
Вообще, можно с уверенностью сказать, что далеко не все поголовно молодые люди стремятся делать карьеру в IT-сфере — традиционные производственные отрасли тоже привлекают выпускников школ, поступающих в колледжи «Профессионалитета», о чем свидетельствуют следующие цифры: укрупненная группа специальностей «Машиностроение» (15.00.00) приняла 60,2 тыс. учащихся, а «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00) — 45,9 тыс.
Впрочем, нельзя забывать, что и эти направления трансформируются под влиянием новых технологий, о чем свидетельствует появление таких специальностей, как «Мастер вертикального транспорта» (23.01.18) и «Транспортная безопасность воздушного транспорта» (25.02.10).
Сфера услуг также демонстрирует не менее впечатляющую динамику. К примеру, специальности группы «Сервис и туризм» (43.00.00) привлекли 41,9 тыс. абитуриентов, что показывает возрастание роли этого сектора в экономике страны.
И, конечно же, особого внимания заслуживает медицинская отрасль: новые специальности «Стоматологическое дело» (31.02.07) и «Медицинский администратор» (31.01.01) появились в СПО как ответ на запросы системы здравоохранения, нуждающейся в квалифицированных кадрах разных уровней.
Кроме того, аграрный сектор, несмотря на кажущуюся традиционность, также претерпевает значительные изменения. Новые программы подготовки, такие как «Техническое обеспечение рыбоводства» (35.02.19) или «Матрос промысловой команды» (35.01.31), разработаны с учетом современных технологий работы с биоресурсами и отвечают стратегическим задачам импортозамещения.
Можно также отметить, что технические специальности сохраняют лидерство в системе СПО — об этом свидетельствуют доли бюджетных мест по укрупненным группам специальностей «Технологии материалов», «Машиностроение» и «Химические технологии», которые достигают 89,2%, 88,3% и 78,2% соответственно.
Говоря о перспективах, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост спроса на IT-специалистов, особенно в области искусственного интеллекта, кибербезопасности и виртуальной реальности. Потому что эти технологии все более активно внедряются в нашу жизнь и в любую сферу деятельности. При этом традиционные инженерные специальности не потеряют своей актуальности, но будут требовать от выпускников все более широкого набора компетенций, включая цифровые навыки. Сфера услуг и медицина продолжат развиваться, реагируя на изменения демографической ситуации и повышение стандартов качества жизни. Агропромышленный комплекс и экологические технологии получат дополнительный импульс в связи с глобальными вызовами, такими как изменение климата и необходимость устойчивого развития.
Важно отметить, что современный рынок труда требует от специалистов не только узкопрофессиональных знаний, но и способности к постоянному обучению, адаптивности и междисциплинарному мышлению. Система СПО уже сегодня готовится к этим вызовам, предлагая гибкие образовательные модели и инновационные программы обучения.
Выбор профессии в современных условиях — это стратегическое решение, определяющее жизненную траекторию молодого человека на годы вперед. Абитуриентам стоит внимательно изучать рыночные тенденции, но не менее важно учитывать и собственные склонности. Как показывает практика, наибольшего успеха достигают те специалисты, которые смогут сочетать профессиональное мастерство с гибкостью мышления и готовностью к постоянному развитию. Система среднего профессионального образования, демонстрируя впечатляющую способность к трансформации, предоставляет все возможности для подготовки таких востребованных кадров.