Сел и поехал: что нужно знать пассажиру о Московском метрополитене

Самый популярный транспорт столицы делает жизнь людей легче

Московское метро — больше, чем городской транспорт: это система координат, размечающая пространство столицы. Дом, место работы, любимые маршруты прогулок, свиданий и отдыха, даже адреса друзей — всё для москвича привязано к станциям метро. Именно поэтому «наука» пользования метрополитеном — обязательная часть опыта жителя Москвы. И хотя она довольно проста, за этой простотой стоят долгие годы эволюции, сделавшие московское метро одной из основных жизнеобеспечивающих систем города.

Самый популярный транспорт столицы делает жизнь людей легче
БКЛ Станция Новаторская. Фото: Московский Метрополитен

тестовый баннер под заглавное изображение

Первое, что мы узнаем, когда в детстве учимся передвигаться по Москве: на метро быстрее. Нет спора, наземный транспорт хорош, особенно видами на город. Но если важна скорость — а кому она, собственно, не важна? — у метрополитена нет конкурентов. К тому же и в метро очень даже есть на что посмотреть.

Сегодня почти 90% москвичей живут в пешей доступности от станций метрополитена (либо других систем быстрого рельсового транспорта — таких как МЦК и МЦД). Это значит, что вселенная фильма «Гостья из будущего» практически стала реальностью: каждый может легко дойти до точки телепортации, где откроешь дверь — и мгновенно перенесешься в другой район города.

«Мгновенно» — этого наука, конечно, пока не освоила, а всё остальное верно: перемещает метрополитен с удобствами и гарантией.

Этапы взросления по-московски: сначала едешь на метро в детской коляске или на руках у родителей, потом спешишь по лестницам и переходам, ухватившись за руку взрослого, и всматриваешься в тоннели и станции через окно. И наконец — великий день! — впервые оказываешься в метро один на один с городом. Страшно? Ничуть, ведь Московский метрополитен — это одно из самых безопасных и интересных мест в столице.

Билет — дело гибкое

Входя в метро, оплати проезд: с первого дня работы метрополитена в Москве пассажиры оплачивают поездку именно на входе. Тариф для более чем 300 станций — одинаковый, независимо от расстояния и времени в пути. Если кому-то кажется, что это банально и не стоит упоминания — зря кажется: во многих метрополитенах мира действует зональная оплата, где цена поездки зависит от точек входа и выхода.

Именно это, кстати, делает Москву одним из самых демократичных мегаполисов планеты: поездки в центр и из одного конца города в другой столь же доступны, как и ближние маршруты. Так что дом и место работы можно выбирать без учета транспортных расходов.

Что касается форм оплаты проезда — в отличие от советских времен с легендарными «пятачками за проезд», сейчас есть большое разнообразие. Московский метрополитен — мировой лидер по числу способов оплаты проезда. Базовым способом оплаты вот уже больше десяти лет считаются карты «Тройка». С их помощью оплатить проезд можно по билету «Кошелек» — туда кладется произвольная сумма денег до 10 тыс. рублей, из которой с каждой поездкой вычитается нужная сумма. А постоянным пользователям транспорта, которые совершают ежедневные поездки, лучше всего купить безлимитный абонемент на 30, 90 или 365 дней. Так поездки будут еще выгоднее. При этом обращаться в кассу для пополнения карты «Тройка» не нужно вовсе: купить билет можно за пару секунд в удобном мобильном приложении «Метро Москвы». И никаких очередей и траты времени.‎

фото: Московский Метрополитен

Сама по себе транспортная карта — одна из самых функциональных в мире — в Москве дополняется еще более перспективной системой оплаты по биометрии. Сервис заработал в 2021 году сразу на всех станциях. Кстати, впервые в мире в таком масштабе. А в этом году в метро сообщили о планах подключить к системе каждый турникет. При оплате по биометрии створки открываются сами, опознав пассажира по лицу (разумеется, предварительно нужно зарегистрироваться в системе, сохранив там «калиброванные» для биометрии фотографии). Важно, что система полностью безопасна — алгоритмы работают с зашифрованным обезличенным биометрическим вектором пассажира (набор символов), который невозможно преобразовать обратно в изображение лица. Так что система не только удобна, но и полностью безопасна для использования.

Таким образом, в столичном метрополитене действуют абсолютно все возможные способы оплаты проезда: пассажир может расплатиться наличными, банковской картой (кстати, их напрямую турникеты тоже принимают — для разовой поездки это тоже удобно), картой «Тройка», в том числе с помощью телефона по QR-коду, Системой быстрых платежей или биометрией.

Как проехать — знаешь всегда

Стандартные маршруты — из дома на работу, в театры, музеи, к друзьям и родным — накрепко прошиты в нашей памяти. Вплоть до мелочей: из какого вагона выходить и по какому коридору идти, чтобы пересадка занимала меньше времени. Что же касается незнакомых направлений — маршрут строишь либо входя в метро, либо незадолго до этого.

Еще недавно единственным способом это сделать была схема метрополитена — к ней прилагалось нехитрое правило: считай станции, пересадку считай за две остановки. Так что самый короткий маршрут вычислить было недолго. Сейчас, когда только за последнее десятилетие в метро появились несколько новых линий и десятки станций, расчет по схеме уже устарел: есть способы намного быстрее определить оптимальный маршрут.

Самый удобный из них — мобильное приложение «Метро Москвы»‎. Оно покажет кратчайший по времени маршрут с пересадками и расчетом времени в пути. Аналог этого приложения, кстати, имеется и в современных поездах метро: сенсорные экраны на стенах вагонов дают возможность задать начальную и конечную точку маршрута — и получить рекомендуемые пересадки и расчетное время в пути.

фото: Московский Метрополитен

Навигационные элементы на станциях помогут понять, в какую сторону садиться на незнакомой станции, где пересадка на нужную линию. А в ряде случаев — позволяют заранее найти место, где останавливаются двери вагонов. Иногда напольная навигация подсказывает и то, в каком вагоне обычно свободнее. Хотя в современных поездах имеется сквозной проход от головы до хвоста состава, заранее переместиться туда, где удобнее будет ехать, — несомненное благо. Также посмотреть наименее загруженные вагоны прибывающего поезда можно в режиме онлайн в том же мобильном приложении «Метро Москвы».‎

фото: Московский Метрополитен

Наконец, одно из важнейших изменений в метро последних лет — нумерация выходов из станций. Еще недавно пассажирам приходилось запоминать или записывать сложные объяснения вроде «выход из первого вагона в центр, по переходу направо, налево и еще раз налево». Этих самых «направо» и «налево» в современных вестибюлях может быть много — заучивать нужный выход таким способом было бы мучительно. К счастью, теперь это не требуется, достаточно запомнить: выход, к примеру, номер 7, и всё однозначно. Добавим, что на выходе чаще всего можно найти большой круглый световой короб с картой местности, по которой можно определить дальнейший маршрут, даже если у вас разрядился телефон.

Самый удобный поезд

фото: Московский Метрополитен

Правда, чтобы он в наше время разрядился в московском метро — это надо постараться. Во всех вагонах серии «Москва» — от самых первых до свежих «Москва-2024» — имеются зарядные USB-разъемы. Кроме того, в новой «Москве-2024» еще и Type-C разъемы. И если у вас с собой есть провод, то без заряда не останетесь. Причем, начиная с «Москвы-2020», разъемов действительно много — они есть в сиденьях, а в последней модификации «Москва-2024» и на поручнях.

Впрочем, разъемы для гаджетов — это далеко не единственное и уж точно не самое значительное новшество современных поездов. Подвижной состав московского метро — один из самых молодых и технически совершенных в мире. С каждым поколением — а обновляются поезда производства Мытищинского завода «Метровагонмаш» каждые пару лет — в вагонах становится тише. Кондиционерами оснащены поезда, начиная с серии «Русич» производства 2000-х годов. А чертой новейших поколений серии «Москва» стали расширенные дверные проемы — они облегчают вход и выход пассажиров на станциях, а это драгоценные секунды интервала между поездами.

Нашим предкам, 90 лет назад восхищавшимся составами самой первой в московском метро серии типа «А», современные вагоны «Москва» показались бы чем-то невероятным, сродни космическим кораблям. Но в сущности своей требования к поездам метро не изменились: как и прежде, вагоны Московского метрополитена дают пассажирам максимальный на данном витке развития комфорт и быстроту передвижения.

Дополнительные сервисы

С самого начала — даже не с первого дня работы, а с момента проектирования — метрополитен в Москве был больше, чем транспортной системой. Во-первых, поводом для гордости, витриной отечественного архитектурного стиля — эту функцию метро сохраняет и сейчас, в эпоху, когда бронза и мрамор сменились на полированную нержавеющую сталь и фактурное стекло. А во-вторых — по мере того как метрополитен становился основой транспортной системы Москвы — в нем появлялось все больше дополнительных сервисов.

фото: Московский Метрополитен

Первым из них было бюро забытых вещей, появившееся более 70 лет назад, — сейчас таких складов в московском метро целых три. Следующим — уже в нашем столетии — стал Центр обеспечения мобильности пассажиров, сотрудники которого по запросу и ситуативно бесплатно помогают пожилым и маломобильным людям, родителям с колясками, организованным группам.

фото: Московский Метрополитен

Еще два популярных сервиса «вышли из народа». Это, в первую очередь, «Музыка в метро» — одно время в вестибюлях и переходах метрополитена обосновались уличные музыканты, и часто их выступления пользовались заслуженным успехом у пассажиров. С 2016 года эти выступления носят организованный характер: определены площадки, не мешающие проходу пассажиров, музыкантов отбирает профессиональное жюри

Второй «народный» сервис метрополитена — стойки «Живое общение». Потребность задать вопрос сотруднику метро была очевидна с первых лет его работы. Сейчас на все вопросы могут ответить сотрудники стоек «Живое общение», которые есть на многих станциях метро.

А фанатов у метрополитена Москвы множество — среди как москвичей, так и туристов всех стран и народов. И это совершенно неудивительно. Пожалуй, только в столице России, благодаря удивительному стечению исторических обстоятельств, политической воле, таланту и трудолюбию создателей — удалось построить такое метро, которое одинаково хорошо выполняет транспортные и эстетические функции. А проще говоря — служит для москвичей и гостей города постоянной, уютной и дружественной средой. Это требует от его сотрудников огромных усилий — но стократ окупается вкладом, который метро вносит в развитие нашего любимого города.

Метро не стоит на месте

В соответствии со Стратегией развития Московского транспорта, утвержденной Мэром Москвы Сергеем Собяниным, к 2030 году будут построены еще более 30 станций. На схеме появятся две новые линии — Рублево-Архангельская и Бирюлевская, будут достроены Троицкая и ряд станций на других линиях. В 2030 году доля новых поездов будет составлять уже более 90%, не останется линий метро без составов современного поколения, а порядка 30% навигации в метро станет цифровой.

Помимо этого, Стратегия развития Московского транспорта предусматривает, что около 30-40% столичных трамваев станут беспилотными. Также продолжится развитие сервиса оплаты проезда по биометрии. Столичный транспорт начнет более персонализированное обслуживание пассажиров за счет внедрения искусственного интеллекта. Например, нейросети будут помогать в работе чат-бота Александры. Благодаря этому автоматизация виртуального помощника к 2030 году достигнет 90%, и чат-бот будет обрабатывать свыше 1 млн обращений горожан в месяц. При этом сохранится возможность общения с оператором.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру