Так, в подмосковной Балашихе, например, по утрам сеть до сих пор нередко включается только на подъезде к МКАДу.
«Лично я этим летом из-за шатдауна потеряла больше десяти тысяч рублей. Дело было так. Я ехала на поезде в другой город на судебное заседание и со мной должны были быть два адвоката, однако, один из них опоздал к отправлению, — рассказывает москвичка Екатерина. — Естественно, вернуть стоимость билета «туда» я уже не успевала, так как прождала до последнего, но надеялась, что в пункте назначения смогу через интернет спокойно сдать его билет обратно».
Однако по приезде выяснилось, что во всем городе мобильного Интернета нет… В кассе на вокзале женщине объяснили, что, несмотря на то что билет приобретала она на свои кровные, сдать его без личного присутствия пассажира, чья фамилия вписана в электронный документ на проезд, невозможно. «Мы очень спешили на заседание и поэтому не стали искать в чужом городе кафе с вайфай, чтобы вернуть билет. А сразу после суда, который сильно задержали, был поезд и мы опять не успели найти вайфай… Деньги были потеряны. Уверена, что таких, как я, невезучих, хватало», — вздыхает моя собеседница.
Большинство летних шатдаунов были частичными. Связь могла прекрасно работать в одном населенном пункте и пропадать в соседнем. Так, кстати, происходило в той же Балашихе, где интернета не было, а через Горьковское шоссе в Железнодорожном он замечательно «летал».
По подсчётам Общества Защиты Интернета (ОЗИ), сумма потерь от шатдаунов только за июль составила в России свыше 25 миллиардов рублей. И все надеялись, что с началом осени этопрекратится. Но как бы не так.
«Статистика показывает очевидный рост динамики отключений, а принимаемые законы, акты, заявляемые инициативы, ясно дают понять, что дальнейший прогноз по отключениям мобильного интернета выглядит неутешительным», — комментирует юрист Виталий Трофин.
Деградацию мобильного интернета, официально объясняют противодействием БПЛА (затруднение наведения/передачи видеопотока). Отчёты говорят о тысячах инцидентов в месяц и, как следствие, попытках централизовать полномочия по отключениям.
«Разумеется, все эти меры бьют по платежам, логистике и транспорту, как отдельных граждан, так и организаций, — продолжает юрист. — Однако у операторов есть прямая обязанность исполнять приказы силовых органов о временной приостановке услуг связи, но такие приказы должны быть письменными и мотивированными».
При этом согласно статье 64 операторы связи также обязаны возобновить оказание услуг связи на основании вердикта суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего обеспечение безопасности Российской Федерации, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
Понятно, что судиться по этому поводу — дело бесполезное. Остается только подсчитать убытки и придумать, как это пережить. Так рядовым россиянам с недавних пор советуют в обязательном порядке иметь при себе не менее 1-2 тысяч рублей наличными, так как иначе невозможно ни добраться домой на общественном транспорте, ни сделать покупки в отключенном от связи магазине.
«Какие ещё можно дать советы в этой ситуации, например, для бизнеса? Храните копии всех поступающих и исходящих документов, — советует эксперт. — Это критично для последующего комплаенса и защиты от претензий. Предусмотрите офлайн-сценарии платежей/логистики, подключение резервных каналов (ПМР/спецсвязь), уведомление клиентов об аварийном режиме, ведение журналов инцидентов для последующих экспертиз и страховых споров».