Выяснились подробности коррупционных скандалов в Росавиации и Росморречфлоте

Замруководителя отдела ЗМСУТ СК рассказал о громких коррупционных разоблачениях в транспортной сфере

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, «МК» пообщался с человеком, для которого противодействие коррупции не абстрактное понятие, а ежедневная работа.

Замруководителя отдела ЗМСУТ СК рассказал о громких коррупционных разоблачениях в транспортной сфере
Заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Зорро Полатов. Фото: ЗМСУТ СКР

тестовый баннер под заглавное изображение

Заместитель руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Зорро Полатов рассказал о том, как сегодня выглядят коррупционные схемы на транспорте и какие уголовные дела стали наиболее показательными в практике его управления.

СПРАВКА «МК»

Западным МСУТ СК России расследовано уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела высшей квалификационной комиссии Росавиации Максима Павлюка. По версии следствия, он организовал схему вымогательства денег у пилотов за допуск к полётам, используя служебный доступ к ведомственным реестрам. В преступную группу входили посредники: Герман Григоренко, его супруга Жанна Григоренко — специалист того же отдела Росавиации, бывший пилот Андрей Черников и гражданское лицо Наталья Митина. В отношении пилотов вносились ограничения в системе, после чего им предлагалось «решить вопрос» за вознаграждение — около 1,5 млн рублей. Схема действовала в 2021–2022 годах, общая сумма взяток составила не менее 15,5 млн рублей Павлюк приговорён к 8 годам колонии строгого режима, Митина — к 7 годам. В 2025 году Герман Григоренко получил 18 лет колонии, штраф 45 млн рублей и конфискацию доходов. Дела в отношении Жанны Григоренко и Андрея Черникова рассматриваются отдельно.

— Зорро Титалович, дело высокопоставленных сотрудников Росавиации стало одним из самых громких антикоррупционных процессов последних лет в транспортной сфере. Расскажите, пожалуйста, подробнее: с чего всё началось?

— Поводом для возбуждения уголовного дела стали материалы оперативной разработки ФСБ. Ключевым моментом стало обращение двух пилотов авиакомпании NordStar, которые прямо заявили о вымогательстве денежных средств за допуск к полётам. Это было не абстрактное сообщение — люди столкнулись с реальными ограничениями и понимали, что без «решения вопроса» работать они не смогут.

— В чём заключалась сама схема? Как именно создавались проблемы пилотам?

— Максим Павлюк, будучи начальником отдела высшей квалификационной комиссии Росавиации, обладал полномочиями по внесению сведений в реестр пилотских свидетельств. Этого оказалось достаточно. По его указанию в системе ставилась отметка об аннулировании либо ограничении действия свидетельства. После этого пилот формально утрачивал право выполнять полёты.

Человек шёл в Росавиацию за разъяснениями, пытался восстановить документ законным путём — и сталкивался с фактическим тупиком.

— И в этот момент к нему выходили посредники?

— Именно так. Ключевым звеном здесь был бывший пилот Андрей Черников. Он лично знал многих лётчиков. Когда в системе появлялась та самая «галочка», пилот оказывался в уязвимом положении, и Черников выходил с предложением «помочь».

Речь шла уже не о формальных процедурах, а о неофициальном «решении вопроса» за деньги. В типичных эпизодах сумма составляла около полутора миллионов рублей.

— Деньги передавались напрямую Павлюку?

— Не всегда. Следствием установлено, что деньги получал либо сам Павлюк, либо Герман Григоренко, либо Черников.

Около 80 процентов суммы переводилось в безналичном порядке, порядка 20 процентов передавалось наличными. Даже для этого была своя схема.

Встречи проходили, в том числе, на территории торгового центра «Авиапарк», где наличные распределялись между участниками группы. Это была отработанная, устойчивая модель.

— Была ли чёткая «доля» у каждого участника?

— Формально закреплённого процента не существовало, но структура была понятной. Павлюк как руководитель схемы получал основную часть дохода. Посредники зарабатывали на поиске пилотов и сопровождении процесса передачи денег. Схема работала, как часы.

— В материалах дела упоминался эпизод с угрозами возбуждения уголовного дела против пилота. Были поддельные документы?

— Нет. Никаких фальшивых постановлений или бланков правоохранительных органов изготовлено не было. Давление оказывалось исключительно устно.

Наталья Митина применяла, скажем так, психологический метод. Она представлялась «связанной» с правоохранительными органами, говорила о якобы возможных проверках, последствиях, уголовной ответственности. Это был расчёт на страх человека, который и так уже оказался в сложной ситуации.

— Кто в итоге становился жертвами этой схемы? Случайный отбор?

— Нет, случайности там не было. В первую очередь это были пилоты, как я уже сказал, знакомые Черникову. Схема работала адресно: сначала отметка в системе, затем отказ в выдаче свидетельства, после этого «выход» с предложением помощи. То есть человеку сначала создавали искусственную проблему, а затем предлагали платный выход из неё.

СПРАВКА «МК»

Западным МСУТ СК России расследуется уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника управления транспортной безопасности Росморречфлота Леонида Новикова. Он обвиняется в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). За взятку чиновник обеспечивал утверждение оценок уязвимости объектов и судов морского и внутреннего водного транспорта.

Момент задержания одного из руководителей Госкорпорации по организации воздушного движения. Фото: ЗМСУТ СКР

— Ещё одно резонансное дело, которое сейчас расследует ваше управление, связано с Росморречфлотом. В чём принципиальная особенность этого эпизода?

— Принципиально здесь то, что взятка была передана не в виде денежных средств, а в виде дорогостоящего имущества. Речь идёт о бывшем заместителе начальника управления транспортной безопасности Росморречфлота Леониде Новикове. По версии следствия, в июле 2019 года он получил незаконное вознаграждение в виде квартиры в Москве стоимостью порядка 8 миллионов рублей и машино-места ещё примерно на полмиллиона.

— За что именно, по версии следствия, передавалось это имущество?

— За покровительство при утверждении результатов оценок уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на морском и внутреннем водном транспорте. Эти оценки — ключевой элемент системы транспортной безопасности. Без их утверждения объект или судно фактически не может быть допущено к эксплуатации.

Следствием установлено, что Новиков, используя свои должностные полномочия, обеспечивал беспрепятственное согласование документов, подготовленных конкретной коммерческой экспертной организацией.

— Насколько я понимаю, имущество оформлялось не напрямую на чиновника?

— Да, это важный момент. Как следует из материалов дела, использовалась схема, направленная на сокрытие самого факта получения взятки. Квартира сначала была оформлена на отца взяткодателя, а затем переоформлена на мать обвиняемого. Машино-место также регистрировалось на аффилированных лиц.

Такие действия, как правило, совершаются с расчётом на то, что формально имущество не будет связано с должностным лицом.

— Следствие считает этот эпизод единичным или речь идёт о более широкой схеме?

— Следствием проверяется версия о системном характере подобных незаконных взаимоотношений. Оперативные материалы позволяют предполагать, что контакты между Новиковым и представителями коммерческой структуры могли продолжаться на протяжении нескольких лет — ориентировочно с 2014 по 2022 год.

— Передача вознаграждения также осуществлялась через посредников?

— Да. По версии следствия, ни денежные средства, ни имущество не передавались напрямую. Использовались формально не связанные с чиновником лица, что указывает на попытки конспирации и легализации преступного дохода.

В ходе расследования по адресам, связанным как с самим фигурантом, так и с предполагаемыми выгодоприобретателями, проведены обыски. Изъяты документы, электронные носители, иные материалы, которые имеют значение для уголовного дела.

— Каков процессуальный статус дела на сегодняшний день?

— В апреле 2025 года Леонид Новиков был задержан и по ходатайству следствия заключён под стражу. В настоящее время он содержится в следственном изоляторе и уже ознакомился с материалами уголовного дела.

— Что, на ваш взгляд, роднит это дело с другими антикоррупционными расследованиями на транспорте?

— Везде мы видим одно и то же: попытку использовать государственные полномочия для извлечения личной выгоды. Ну и способ расчета — последние годы идет тенденция на уход от «наличных».

— Знаю как минимум еще одно уже завершенное расследование, где чиновники получали нестандартные взятки. Расскажите, пожалуйста, про путевки для руководителей Госкорпорации по организации воздушного движения.

— В этом уголовном деле фигурантами являются два бывших должностных лица ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», занимавшие руководящие должности в дирекции по безопасности предприятия. Это Геннадий Сменцарев и Олег Федосеев.

— Какими полномочиями они обладали и почему именно их участие оказалось ключевым для схемы?

— Оба фигуранта имели прямое отношение к организации и сопровождению закупочных процедур в сфере информационной безопасности. В их полномочия входили подготовка конкурсной документации, участие в её согласовании, исполнение обязанностей членов контрактной службы предприятия.

— В чём именно выразилось злоупотребление этими полномочиями?

— Установлено, что Сменцарев и Федосеев незаконно передавали коммерческой организации сведения, позволявшие ей значительно раньше конкурентов подготовиться к участию в тендерах. Такие действия они совершали, не имея на то никаких полномочий. Это прямо противоречило как требованиям закона о закупках, так и внутренним нормативным актам предприятия.

— Каков был результат этих действий?

— Коммерческая организация, получавшая такую помощь, выиграла конкурсные процедуры и заключила с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» государственные контракты на общую сумму около 75 миллионов рублей.

— В качестве взятки были выбраны именно туристические поездки, причём не только для самих фигурантов, но и для членов их семей. Почему?

— Это была инициатива самих фигурантов. Сменцарев и Федосеев прямо высказывали требования, что за передачу информации им должны быть оформлены туристические поездки. Форма незаконного вознаграждения выбиралась осознанно — не в виде денег, а в виде нематериальных благ, которые сложнее сразу зафиксировать, как взятку.

— О каких суммах и поездках идёт речь?

— Общая стоимость предоставленных туристических путёвок превысила 2 миллиона 400 тысяч рублей. Поездки оформлялись не только на самих фигурантов, но и на членов их семей — супруг, детей и даже внуков. Все они за счёт средств коммерческой организации отдыхали за границей: в Исландии, Китае, Франции и Италии. Оформлялись именно путёвки — проживание, программы отдыха.

— Насколько часто в вашей практике встречаются такие «нестандартные» формы взяток?

— Всё чаще. Коррупция эволюционирует. Люди стараются избегать прямой передачи денег, рассчитывая, что услуги, поездки, имущество будет сложнее доказать.

Но с точки зрения уголовного закона это не имеет значения. Оплаченный отдых, перелёты, гостиницы — всё это является предметом взятки, если предоставляется за совершение определённых действий по службе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру