Михаил живет в крошечном якутском селе Андрюшкино, который считается одним из самых труднодоступных мест. Село с населением 700 человек в буквальном смысле отрезано от остальной Якутии.
– К нам можно только вертолётом долететь, а зимой на машине по зимнику, – говорит Михаил. – Но с вертолётом сейчас беда, он летает в основном в соседний район, а в наш райцентр рейсы редко назначают. Но с этим мы смирились, больше возмущают цены на перелёты, которые выросли кратно.
По словам собеседника, раньше билет из посёлка стоил около 10 тысяч рублей. Теперь совсем другие суммы: добраться до соседнего района выходит примерно 18 тысяч рублей, до райцентра – около 25 тысяч рублей. Даже для людей с северными зарплатами и пенсиями это огромные деньги.
– У нас, если хочешь выехать, приходится долго копить. Работающие могут позволить себе выбраться только раз в два года. И все равно постоянно ищут билеты со скидкой. Пенсионерам дают талоны на льготный проезд, он тоже раз в два года. У меня пенсия 40 тысяч, но даже с ней вылет – большая трата, – рассказывает мужчина.
Особенно тяжко приходится молодым. Студенты уезжают учиться в город и домой возвращаются всё реже.
– Дети остаются, потому что проезд дорогой. Нужно ведь не только билет купить, но и жить где-то. А ещё не известно, когда вертолёт дадут, задержки случаются по неделе, – объясняет Михаил.
При этом с продуктами в селе, как ни странно, всё налажено. Завоз идёт, магазины работают. Но есть нюансы: все они коммерческие. Соответственно, и цены высокие: северная логистика закладывается в каждый килограмм муки и пакет молока.
Медицину в Андрюшкино обеспечивают местные фельдшеры. Периодически прилетают специалисты из Якутска.
– Но даже когда приезжают специалисты, до врача ещё нужно как-то добраться, а это снова упирается в транспорт и деньги.
Жители арктических поселков часто пишут жалобы, да вот только на них давно не реагируют.
– Раньше я обращался в прокуратуру. Меня отправили в вышестоящие органы. А если начинаешь настойчиво чего-то требовать, могут пригрозить: «Хватит хулиганить, сейчас полицию вызовем». После такого никуда уже не хочется писать, – признаётся Михаил.
Проблема межулусных авиарейсов в Якутии уже вышла на федеральный уровень. Как сообщала Восточно-Сибирская транспортная прокуратура, с сентября в республике прекратились субсидируемые авиаперевозки по 23 социально значимым маршрутам, так как бюджетные лимиты исчерпаны. Из-за недостатка субсидий и долгов перед авиакомпанией «Полярные авиалинии» (они превысили 400 млн рублей) доступное межмуниципальное авиасообщение обеспечить не удалось.
Надзорное ведомство внесло представление главе Якутии. После этого региональное министерство транспорта подало заявки на финансирование программ субсидирования местных авиаперевозок на сумму более 3 млрд рублей с учётом погашения долгов. Власти отчитались, что спецтарифы по социальным рейсам возобновлены, а вопрос с лимитами бюджетных средств находится на особом контроле.
Но для жителей Андрюшкино пока всё выглядит не так обнадеживающе: «Когда рассуждают про освоение Арктики и стратегическом регионе, много говорят в новостях про местных жителей. Но в реальной жизни мы никому не нужны. Так и живем в ожидании рейса и с надеждой успеть купить билет, пока он не подорожал ещё раз».