Хочу у зеркала спросить: цифровизация вытеснила из школы человечность

Человеческие отношения в школе убивает тотальная цифровизация

Нападение 15-летнего школьника с ножом на учительницу в Петербурге, вчера — несколько раненых учеников и охранник и убийство, совершенное таким же 15-летним ублюдком в школе в Одинцовском округе, — звенья одной цепи.

Человеческие отношения в школе убивает тотальная цифровизация
Фото : СКР

тестовый баннер под заглавное изображение

Не сомневаюсь, что кого надо накажут, где-то усилят и в очередной раз что-то запретят. Процесс уже пошел. После нападения школьника с ножом на учителя в питерской школе нашли уже первого виноватого. Задержана охранница образовательного учреждения. А сегодня в офисе частного охранного предприятия, которое занималось обеспечением безопасности в Успенской школе, проходят обыски.

В одинцовских школах усилили меры безопасности в связи с вчерашней трагедией в поселке Горки-2. На фото, распространяемых в Сети, видны многометровые очереди на вход в учебные учреждения. При входе в школу всех подростков досматривают на наличие запрещенных предметов.

Повышение бдительности это хорошо. Но работа в таком режиме невозможна на постоянной основе. Иначе школьникам придется приходить в образовательное учреждение, как в аэропорт, заблаговременно. Надолго такой бдительности не хватит. И, как показывает практика, стопроцентной безопасности не бывает.

Корень зла заключается все-таки в другом. Наказания, запреты, усиления не решат школьные проблемы, потому что они носят системный характер.

Школа, как и другие сферы жизни, подвергается тотальной цифровизации. То, что работает при доставке еды или покупке билетов, для учебного заведения может обернуться злом. Школы стали очень технологичными: электронные задания, электронные оценки, электронное общение. Все это заменило то, что составляло основу школы — душу и любовь.

Я не раз писал и говорил, что корень слова «образование» — «образ». Формирование образа невозможно без любви и души. Это все ушло, может быть, даже безвозвратно.

Различного рода опросы и исследования свидетельствуют, что самыми одинокими среди всех поколений ощущают себя зумеры. Живому общению предпочитают смартфоны и прочие гаджеты.

Школа закрылась от них той самой цифровизацией и технологичностью. Она сама существует в системе показухи, лжи, лицемерия и фарисейства. Вместо честного общения — формальные «разговоры о важном», хоровое исполнение песен, обучение в прямом смысле хождению строем и прочее единомыслие. Вместо любви — поиски врагов. Вместо разговора по душам учителя заняты внедрением в души своих учеников мессенджера МАХ.

Для педагога сегодня главное — отчитаться, прислав, например, фотку в чат с мероприятия. А дети… они же всё видят, как учитель говорит одно, думает другое, пишет третье.

Я всегда с большим трепетом относился к учительской профессии, считая ее особенной. Поэтому современных учителей не жалко. Они, конечно, заложники ситуации, но во многом эту ситуацию и создали. Главные человеческие качества, на мой взгляд, — самодостаточность и чувство собственного достоинства. Эти два качества у учителя свелись к рефлексу «чего изволите».

В гуманитарных и гуманных аспектах такая школа обречена. И надо помнить, что школа — зеркало, в котором отражается общество и государство. Смотрим на школу, а видим себя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29672 от 18 декабря 2025

Заголовок в газете: Хочу у зеркала спросить...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру