Советский ребенок умел как минимум пришить пуговицу, а как максимум — сшить себе выпускное платье. Работать руками детей обучали с младых ногтей. На выжигательные аппараты, лобзики, конструкторы с настоящими винтиками и отвертками не существовало возрастных ограничений. Особо рукастые дети осваивали их еще в детском саду. Сейчас обучающими материалами считаются разного рода развивающие игрушки, призванные развивать не руки, а пальцы и связыанные с мелкой моторикой участки головного мозга. Вот и получается, что пришивание оторвавшейся пуговицы стало почти что утраченным ремеслом, не говоря уже о навыке легко и непринужденно сшить трусы или сделать табуретку. (Этому обучали на уроках труда в советских школах).
Научить навыкам самообслуживания школьников решили в доступной для них форме: короткими роликами-рилсами. В роли наставников выступают не взрослые дяди-тети и даже не подростки, а сверстники обучаемых. На коротких видео школьник-младшеклассник говорит и показывает, как лучше справиться с навалившейся взрослой жизнью. Тут и умение завязать шнурки, и способ сварить макароны и убрать пыль, пользоваться микроволновкой и стиральной машинкой. Для «продвинутых» школьников есть разделы про то, как оформить заявление на получение паспорта и заплатить налоги. Кроме практической части есть и познавательный раздел. Например, ребенку рассказывают, что за год в квартире набирается пыль весом со среднюю собаку — 15 килограммов. Ну как тут не взяться за тряпку?!
Длятся ролики всего минуту. В сети их пока нет, но к новому году создатели планируют выложить контент на платформу. Доступны обучающие рилсы будут и при включенной программе «Родительский контроль». Так что за школьные рождественские каникулы можно в игровой форме подтянуть навыки бытовой граммотности.
Эксперты по детской психологии считают, что обучение через видеоконтент — наиболее быстрой способ достучаться до мозга.
- Мозг человека, особенно ребенка, изначально «настроен» на обработку визуальной информации. В природе нужно было быстро распознавать движение (опасность или добычу), считывать эмоции по мимике. Видео, по сути, обращается к этим древним отделам мозга, - рассказывает психологи Екатерина Морозова. - Динамичная картинка активирует ориентировочный рефлекс, невольно приковывая внимание. Когда ребенок видит действие на экране, в его мозге активируются те же нейроны, как если бы он выполнял это действие сам. Это усиливает понимание и обучение через подражание.
Видео, в сравнение с текстом и аудио, выигрывает по всем форонтам.
- Текст требует умения декодировать символы (буквы), складывать их в слова, а слова — в образы. Это высокоуровневая абстрактная работа. Аудио требует удерживать в голове образы, опираясь только на слова и воображение. А видео дает готовые, конкретные образы, - поясняет психолог. - Мозгу не нужно «додумывать» — можно относительно пассивно потреблять информацию. Это требует меньше когнитивных усилий, что для незрелого мозга проще и приятнее.
Но есть нюанс. «Лучше воспринимает» не значит «полезнее для развития». И здесь кроется главная проблема:
- Пассивное восприятие видео часто не требует активной умственной работы, глубокого осмысления, вопросов, творческого переосмысления. Мозг начинается лениться создавать свои образы, - предупреждает Морозова. - Другая опасность видео — его обработка поверхностная. Информация может быстро забываться, так как не была «пропущена через себя».
Поэтому задача родителей — не исключить видео, а использовать его как инструмент, дозировать, выбирать качественный контент и, что самое важное, компенсировать его активными видами деятельности: живым общением, творчеством, чтением книг и играми, требующими собственного воображения и решения задач.