Рим, город, где каждый камень дышит историей, нашёл поистине гениальный способ совместить необходимость современной инфраструктуры с бережным отношением к своему бесценному прошлому. В столице Италии открылись две станций новой автоматической линии метро C — «Колизей-Форум» (Colosseo-Fori Imperiali) и «Порта Метрониа» (Porta Metronia). Отмечается, что это полноценные подземные музеи, где пассажиры становятся посетителями, а путь к поезду превращается в увлекательную экскурсию. Как заявил министр транспорта Маттео Сальвини, теперь люди могут специально спуститься в метро, даже если им не нужно никуда ехать, — просто чтобы насладиться этим уникальным пространством, где эпохи переплетаются на глазах.
Строительство метро в историческом центре Рима — задача титанической сложности, которую местные жители и власти ждали долгие годы с изрядной долей скепсиса.
«Рим — самый сложный город в мире для строительства метро, — признаётся руководитель строительства Марко Червоне. — Важно не только то, что находится под ними, но и то, что находится сверху».
Каждый ковш экскаватора здесь рискует наткнуться на сокровище, поэтому на многих этапах археологам и строителям приходилось работать практически вручную, с ювелирной точностью. Задержки, вызванные этими бесценными находками, в итоге окупились, подарив городу не просто транспортные узлы, а культурные феномены.
Станция «Колизей-Форум», расположенная буквально в нескольких метрах от знаменитого амфитеатра, представляет собой грандиозную экспозицию. За прозрачными стеклянными перегородками пассажиры могут увидеть десятки античных артефактов: кувшины, чаши и другие предметы быта, найденные при раскопках. Но главные экспонаты — это сами руины, интегрированные в архитектуру станции. Здесь сохранены остатки зданий времён Римской республики, фрагменты термальных ванн эпохи Империи и целых 28 древних колодцев, которые были вырыты ещё до постройки первого римского акведука в 312 году до нашей эры. Это уникальное окно в повседневную жизнь древнего города.
В ходе строительства «Порта Метрониа» буровые установки вскрыли руины 2000-летних военных казарм. Теперь эти массивные каменные основания и фрагменты стен можно рассмотреть прямо с пешеходных мостиков и платформ. А неподалёку расположена вилла командира, чьи остатки украшены фресками и мозаичными полами — свидетельства былого комфорта и статуса. Таким образом, спускаясь в метро, римляне и туристы получают беспрецедентный доступ к слоям истории, которые обычно скрыты глубоко под землёй.
Как отмечает историк и экскурсовод Карло Андреа, для жителей Рима это событие стало моментом гордости и своеобразного смирения, преодоления пессимистичного убеждения, что «в городе никогда не будет такой инфраструктуры». Проект призван не только разгрузить узкие улочки и сделать жизнь 2,8 миллионов жителей более комфортной, но и кардинально изменить туристический опыт.
Напомним, что Рим — один из самых посещаемых городов Европы. Сообщается, что линия C в будущем должна протянуться до самого Ватикана.