Епископ Ряховский напомнил о смысле Рождества Христова

Свет в эпоху определения: Рождество как ответ на вызовы времени

Дорогие друзья, братья и сестры! Когда мир зажигает рождественские огни, наше сердце и разум желают не просто праздничного настроения, но глубинного духовного смысла. Чтобы обрести его, мы всматриваемся в ту ночь, которая навсегда разделила историю на до и после.

Свет в эпоху определения: Рождество как ответ на вызовы времени

тестовый баннер под заглавное изображение

Представьте: прошло четыре столетия молчания. Четыреста лет, как угас пророческий глас, и народ Божий, казалось, остался один на один со своими вопросами под пятой мировой империи. Не просто политическое господство — римский «однополярный мир» был тотальной системой, предлагавшей свои ответы на все вызовы бытия: земную мощь, юридический порядок, религиозную всеядность. Но душа, созданная для вечности, не могла насытиться этим. В этом — первая духовная параллель. И тогда, и сегодня мир предлагает человеку суррогаты целостности: потребление, технологический прогресс, идеологии. Но, как и тогда, человеческое сердце, по слову блаженного Августина, «беспокойно, пока не успокоится в Боге». Рождество — это Божий ответ на это беспокойство, прорыв вечности во время.

И вот, в «полноту времени» (Гал. 4:4), в этот божественно предопределенный кайрос, является Тот, Кого ждали, но Кого не ждали таким. Не как земной владыка, а как беспомощный младенец. «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Это главная духовная катастрофа для логики «мира сего». Сила Божья явилась в немощи, слава — в безвестности, а истинная власть — в служении. Пастухи, эти простые и чистые сердцем люди, первыми удостоились откровения, потому что их души не были пресыщены ложной мудростью. Волхвы, искатели истины из иных культур, пришли поклониться, узнав в Нем Царя царей. А власть имущие, чье царство было «от мира сего», устрашились и увидели в Нем лишь угрозу. Здесь — вечный духовный закон: свет Рождества открывается смиренным и ищущим, но ослепляет гордых и самодостаточных.

Сегодня мы переживаем своеобразную «полноту времени» — время глобального выбора и духовного определения. Меняются не просто границы или политические курсы; происходит глубинная ломка цивилизационных парадигм. С одной стороны — проект глобального мира, где стираются уникальные черты народов, традиционная нравственность объявляется пережитком, а высшей ценностью становится безграничная свобода самоопределения личности вне ее связи с Творцом. Это — новый вариант «римского» унифицирующего проекта, только еще более тотальный. С другой стороны — пробуждается духовный и культурный иммунитет народов, отстаивающих свое право жить по заветам предков, хранить веру, семью, отечество как святыни.

Россия сегодня, как и во времена своих великих исторических поворотов, делает сознательный и духовно обоснованный выбор в пользу защиты своего суверенитета и традиционных ценностей. Указ Президента Российской Федерации №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — это не только политический документ. Это акт цивилизационного самоопределения, попытка дать законодательную плоть тем духовным скрепам, которые веками держали наш народ. В основе этих ценностей не человеческие установления, а евангельские идеалы, преломленные в нашей истории. Жизнь, милосердие, достоинство, честность, семья, патриотизм — все это производные от главной заповеди Христа: «Возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Укрепляя нацию, мы, вопреки расхожим мнениям, не замыкаемся в себе. Истинное единство, явленное в Рождестве, — не однообразие. Это симфония народов, где каждый, сохраняя свой голос — язык, культуру, традиции, — слагает хвалу единому Творцу. Так было в Вифлееме, где небесный хор пел для пастухов-иудеев, а восточные мудрецы-язычники принесли дары. Христос пришел, чтобы «рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11:52).

В этом глубокий рождественский смысл. Потому что Рождество Христово — это праздник единства. Единства человечества перед лицом родившегося Бога. Единства разных людей — пастухов, волхвов, простых жителей Вифлеема — вокруг одной радостной вести. Старец Симеон, встретивший Младенца в храме, провидел это, назвав Его «светом к просвещению язычников и славой народа Твоего Израиля». Христос стирает барьеры, соединяя людей в Своем Теле — Церкви.

Поэтому сегодня наша общая задача — и Церкви, и общества, и государства — хранить и укреплять то духовное единство, которое является залогом силы и процветания нашей Родины. Мы, христиане, призваны быть «солью земли» и «светом мира», неся в общество евангельские идеалы любви, милосердия и справедливости, которые легли в основу и нашей национальной культурной традиции.

Рождество — это не просто воспоминание. Это призыв к действию здесь и сейчас. Призыв сделать личный выбор: остаться в «ночи» своего эгоизма, страха, равнодушия или выйти, подобно пастухам, навстречу Свету. Призыв к нашим народам — строить единство не на пустом месте, а на твердом камне вечных истин. В мире, где вновь сталкиваются проекты глобализма и многополярности, наша сила не в противопоставлении, а в духовной наполненности нашей альтернативы. Мы отстаиваем не просто иную геополитику, а иную антропологию — взгляд на человека как на образ Божий, призванный к творчеству, любви и вечности.

В эти святые дни желаю каждому из нас не просто праздника, а встречи с родившимся Христом, который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Пусть эта встреча изменит наши сердца, наполнит их миром, который «превыше всякого ума» (Фил. 4:7), и даст мудрость для созидания нашего общего дома — России, где в многообразии народов и культур сияет единый свет Вифлеемской звезды. С благословенным праздником Рождества Христова!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру