Позолоти ручку дворцу

Михаил Швыдкой: «Новодельные идеи Дисней-лэнда живут и торжествуют!».

Президент поставил перед Минкультом — Роскультурой «простую» задачу: к 2010 году (к 300-летнему юбилею) привести в божий вид весь музейный комплекс Царского Села. И даже, в частности, выделил (еще в 2002-м) спецзолото для золочения фасадов (Большого) Екатерининского Дворца (БЕД), которое сейчас — страшное дело! — хранится в слитках в одном петербуржском банке. Проблем тут — воз и маленькая тележка, на один только проект нужно 120 млн. рублей. Обо всем этом нам вчера поведал глава Роскультуры Михаил Швыдкой.

Итак, что же делать с БЕД? До конца этого года неплохо бы успеть провести гидро-геологические обследования (вода для Питера — всегда головная боль) и принять проект реконструкции. А это непросто. Ведь надо понять на какую эпоху дворец реставрировать — елизаветинскую, екатерининскую? Или по «окончательному варианту» Растрелли? Точки зрения тут разные, поскольку после фашистского нашествия здание было уничтожено на 60%, позже его восстановили, но на сей момент качество этого восстановления уже никого не удовлетворяет.

— Еще мы должны понять, что именно золотить, — размышляет Швыдкой, — да, остались следы, которые говорят нам, что во времена царствования Елизаветы Петровны часть фрагментов фасада была позолочена. Вот у директора и возникла идея к этому вернуться. Но прежде надо проверить все несущие конструкции: золото — металл тяжелый, это уже совсем другие нагрузки…

И без золота ясно, что проект по БЕД весьма дорог. Проектировщики приценились и выдали сумму в 2,4 млрд. рублей только за работы по фасадам дворца. Но если бы всё упиралось только в деньги… Швыдкой больше озабочен самой сутью реставрации:

— Главное для нас — сохранить оригинальные фрагменты, оставшиеся с XVIII-XIX вв. А то ведь вы знаете про эту пагубную идеологию новоделов, про это «новорусское» представление о богатстве, когда иные «ценители» выходят из Эрмитажа со словами — «н-да, чистенько, но… бедненько». И считают, что надо везде наляпать побольше золота. Такой подход — убийственный. Либо мы сохраняем историю, либо… её имитируем.

Швыдкой отметил, что при разговоре о памятниках старины торжествует «идея Дисней-лэнда», когда есть две крайности. Либо музеефицировать руины (как, например, поступают японские реставраторы, которые просто консервируют подлинные фрагменты и на этом останавливаются), либо лепить новодел, выдавая его за настоящую историю (а это страшно!). Ни тот, ни другой путь, по мнению Михаила Ефимовича, для России неприемлемы. «Но, в любом случае, консервация руин в сто раз лучше новодела».

Кроме Царского Села г-н Швыдкой прошелся (в планах и проектах) по всему питерскому ландшафту. Здесь ситуация такая.

Во-первых, на какое-то время закроют Летний Сад, что, несомненно, вызовет неудовольствие граждан. В саду восстановят всю ландшафтную архитектуру, павильоны, в общем, сделают его таким, каким он был на рубеже XVIII-XIX вв. «Там большие сетевые проблемы: у нас ведь всё начинается с канализации», — с грустью пошутил Швыдкой. Не забудут и про «антивандальную систему»: в саду усилят охрану и развесят видеокамеры.

Во-вторых, 15 февраля Швыдкой и Чхеидзе (худрук БДТ) обсудят идеи празднования 90-летнего юбилея театра в 2009 году, после которого здание также закроют на глобальную реконструкцию.

И, в-третьих, уже есть решение и вот-вот начнется финансирование строительства Малой сцены Александринского театра (за основным зданием, где сейчас гаражи). «Малая сцена всегда нужна любому крупному театру в качестве экспериментальной базы, — объясняет Швыдкой, — помните скандал в Большом из-за «Розенталя»? Если бы основная сцена на тот момент функционировала, то и вопросов бы не возникло».

Не мог не спросить Швыдкого по поводу проекта «включения культуры в национальные приоритеты», о чем вчера в Питере говорил министр Соколов.

— Да, мы сейчас пишем обоснование — какие именно механизмы должны быть задействованы, чтоб культура была внесена в приоритеты. Но главное тут другое.

«Если культура — не приоритет, это плохо не для культуры. Пора «перевернуть оптику»: в тоталитарных обществах государство поддерживает художников, в демократических — публику. Это совсем иная история. Вот до сего момента мы жили именно социалистическим подходом к искусству (и это оправданно в каком-то смысле): так, за время правления Путина, мы выполнили задачу по сохранению и развитию элитных учреждений — те получили все возможные преференции: ведущие оркестры имеют гранты, идет строительство театров, все эти проекты по Большому, Мариинке, Александринке… Теперь настало время говорить о развитии человека, об обеспеченности граждан культурой, о выравнивании доступа к культуре по всей стране, а не только в Москве или в Питере. Потому что когда мы хвалимся, что у нас есть аж 1480 новых кинозалов, надо помнить, что в Америке их 39 000, а во Франции 5000! Нужна стратегия развития художественной креативности граждан! У нас всего 10% населения потребляют культуру, имеют к ней доступ. В царской России было примерно 5% от всего населения — креативных, культурных, интеллигентных, а вот остальные 95% залили потом кровью весь мир и свою страну в первую очередь. Вот и думайте», — завершил Швыдкой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру