Наталья Аверкина, многодетная мать, участвовала еще в акциях 2006 года. “Тогда случаев продажи спиртного детям было мало, — говорит она, — мы считали каждый из них дикостью и ставили целью вообще искоренить явление как таковое”.
С настоящей катастрофой волонтеры столкнулись в апреле этого года: доля магазинов по всей Москве, в которых продали алкоголь детям, взлетела до 54%! Тогда было проверено 589 точек. Спустя месяц акцию решили повторить, чтобы оценить, как меняется ситуация.
В группе Натальи три взрослых человека — она, ее сестра Даша и подруга сестры. Покупателем выступает дочь Даши — Ира. Девочке 12 лет, но, маленькая и щупленькая, она выглядит даже моложе. Мы встречаемся у супермаркета в Перове.
— Мы проверяем только большие магазины, — поясняет Наталья. — Чтобы был фискальный чек, в котором есть перечень купленных товаров и фамилия кассира. Чек нужен для отчета.
Наталья с девочкой проходят в торговый зал, две женщины топчутся недалеко от кассы — они как бы понятые. Я наблюдаю. Девочка кладет в тележку литровый пакет вина стоимостью около 100 руб., а всего набирает продуктов на 250 руб. — такой лимит отводится на закупку. Алкоголь потом сдается как вещдок кураторам акции, общественной организации “Гражданская смена”, а прочие покупки остаются волонтерам.
Кассир Светлана пробивает товары. Когда очередь доходит до пакета вина, она заявляет:
— Это я тебе не пробью.
Девочка смирно расплачивается и отходит. А стоящая вслед за ней Наталья сообщает кассирше, что это была контрольная закупка:
— Спасибо, что не продали ребенку алкоголь!
Пока переходим на соседнюю улицу, я высказываю сомнения, что Ире что-нибудь продадут — слишком уж маленькой она выглядит.
— Да что вы! — не соглашается Наталья. — У нас такая же девочка покупала вино на проспекте Буденного, так продавщица с охранником веселились: “Молодец, девчонка! И давно пьешь? Приходи еще”.
Мы решаем усложнить задачу для продавца — Ира берет “полторашку” крепкого пива. Молоденькая кассирша Юлия пробивает весь товар, не моргнув глазом.
— Это была контрольная закупка, — сообщает ей Наталья. — Почему вы продали ребенку алкоголь?
Продавщица молчит и начинает медленно краснеть. Ей на помощь приходит охранник с бейджиком “Анатолий” на груди:
— Девочка была с вами.
— С чего вы это взяли? — вступают в разговор “понятые”. — Они просто стояли рядом.
— Они… похожи, — говорит Анатолий.
— А у вас дети есть? — это уже я обращаюсь к охраннику.
— Есть. Поэтому я и борюсь, чтобы детям алкоголь не продавали. Для того здесь и стою.
— В другой нашей группе 13-летний мальчик покупал только поллитровую бутылку водки и пачку жвачки, — говорит Аверкина. — И ему пробили! Был случай, когда продавщица сказала девочке, покупавшей водку: “Сейчас продам, но больше не приходи”.
По словам Натальи, чаще всего закон нарушают молодые продавщицы, у женщин постарше есть моральные ограничители. И совсем редкость, когда стоящие рядом покупатели поднимают шум. На памяти Натальи лишь однажды бабушка так “наехала” на кассиршу, что той пришлось сделать возврат.
— Наша цель не в том, чтобы отловить и наказать недобросовестных продавцов, — говорит координатор акции “Не спаивайте наших детей” по ВАО Александр Бекасов. — Задача — самих людей поднять на борьбу с этим позорным явлением.
В апреле в Восточном округе волонтеры проверили 80 магазинов. В половине из них детям продали алкоголь. В мае прошло 90 проверок. Итоги пока не подведены, но, по прикидкам Бекасова, в этот раз детей отоварили в 30% случаев.
На самом деле ситуация еще хуже. Ведь акция проводится только в больших сетевых универсамах, где много покупателей, охранники около касс. Что же творится в маленьких магазинчиках, в которых продавцы с покупателями оказываются с глазу на глаз?
Комментарий нарколога. Руководитель медицинских программ фонда “Нет — алкоголизму и наркомании!” Сергей Полятыкин:
— Точные цифры есть только такие: ГУВД сообщило, что в 2008 году 35 500 несовершеннолетних были доставлены в отделения милиции в состоянии алкогольного опьянения. А сколько не доставлено? Этого не знает никто. Но общую картину каждый может наблюдать невооруженным глазом: подростки с пивом на каждом шагу.
Что вы делаете, если на ваших глазах подростку продают алкоголь?
Прохожу мимо - 65%
Прошу продавца этого не делать - 21%
Сообщаю в контролирующие органы - 10%
Пытаюсь обьяснить подростку, что алкоголь вреден - 4%