На Москву наехали Уралом

Генплану столицы архитекторы противопоставили мастер-план Перми

Генплану столицы архитекторы противопоставили мастер-план Перми
Открывшаяся в ЦДХ выставка достижений архитекторов и проектировщиков “АРХ-Москва”, разумеется, не могла обойти вниманием главный тематический скандал года — обсуждение и принятие Генплана Москвы. На отношение организаторов экспозиции к труду столичных властей намекает многое. И усиленный пиар голландских архитекторов, разработавших мастер-план застройки провинциальной Перми. И ненавязчивое напоминание о ведущей роли президента Франции Николя Саркози в выборе концепции градостроительного развития Парижа. И наконец, 10 альтернативных проектов Москвы будущего, подготовленных по просьбе куратора “АРХ-Москвы” г-на Барта Голдхоорна российскими архитекторами. Все эти экспонаты, не критикуя напрямую столичный Генплан, должны продемонстрировать, что может быть и по-другому.

В отличие от многотомного Генплана Москвы стратегический мастер-план Перми умещается в нескольких абзацах. Голландское архитектурное бюро “КСАР Роттердам” предлагает остановить процесс разрастания города вширь, сконцентрировавшись на уплотнении существующей застройки и улучшении ее качества. Пермякам прописаны универсальные рецепты европейских урбанистов — сквозные зеленые бульвары, повышение плотности улично-дорожной сети и создание кварталов-кластеров. “Пермь — это город, где, в отличие от других мест, градостроительный процесс пытались сделать цивилизованным, исходя не только из интересов инвесторов”, — подчеркивают организаторы выставки.  

Еще одна альтернатива столичному Генплану представлена в новом зале ЦДХ, устроенном в полуподвальном помещении слева от входа. Экспозиция Grand Paris рассказывает о том знаменательном дне, когда на проблему застройки французской столицы обратил внимание Николя Саркози, и что из этого получилось. 10 концепций, разработанных мэтрами западной архитектуры, свидетельствуют, что возможное будущее Парижа практически не отличается от возможного будущего Перми. Те же бульвары и прочие традиционные советы.  

Напротив висят проекты, которые организаторы “АРХ-Москвы” называют “нашим ответом на вызов Саркози”: 10 столичных архитекторов “думают о перестройке Москвы, о том, как будет выглядеть город через 30—40—50 лет”. Сравнивать представленные работы с Генпланом особого смысла не имеет. Генплан — это бесконечный набор букв и цифр, а тут — настоящее творчество. По улицам столицы ходят жирафы и слоны (коллектив “Кабинет звукозаписи”), на фасадах пятиэтажек растут зеленые сады (коллектив АРТ-БЛЯ), вместо Кремля стоят небоскребы (Александр Бродский). Примечательно, что почти все участники предсказывают российской столице какой-то неведомый коллапс, в результате которого она либо клонируется 4 раза, разделившись на Москву-Власть, Москву-Молл, Москву-Бизнес и Москву-отдых (Илья Мукосей), либо полностью опустеет (“Обледенение архитекторов”) Еще одни утописты (архбюро Т.Башкаева) призывают создавать над мегаполисом “Новую землю” с помощью искусственных платформ. В их концепции реконструкции Москвы город-пробка остается внизу, а вверху получается город-сад с певчими птицами, фонтанами и велосипедными дорожками.  

Наиболее конструктивные предложения относительно будущего столицы стоит поискать в фойе ЦДХ, где в рамках экспозиции Facelift представлены 10 проектов новых фасадов для советских панельных домов. Молодые дизайнеры предлагают изображать на многоэтажках густые леса, отделывать их яркой плиткой, облицовывать солнечными коллекторами и превращать в филиалы картинных галерей. Так и представляется диалог москвичей будущего:  

— Петрович, ты где живешь?  

— Я в Шишкине!  

— А я в Васнецове!  

Налицо культурное просвещение народных масс.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру