Что нам стоит долго строить?

“МК” выяснил, когда в Москве будут закончены самые известные стройки

За время кризиса на дорогах Москвы образовалось несколько крупных долгостроев. Строители заявляют, что готовы осваивать на сооружении транспортных объектов 120—150 млрд. руб. ежегодно, тогда как финансовые возможности города позволяют выделять чуть более 50 млрд. руб. Еще одним препятствием для активизации дорожного строительства являются многочисленные обременения в виде гаражей, торговых палаток и прочей собственности третьих лиц. Власти столицы рассчитывают на корректировки законодательства, которые позволят изымать мешающие строительству дорог объекты более оперативно и с меньшими затратами для бюджета. “МК” выяснил, как обстоят дела на самых популярных объектах дорожного строительства.
“МК” выяснил, когда в Москве будут закончены самые известные стройки

ОБЪЕКТ: Большая Ленинградка.
Суть проекта: запустить бессветофорное движение от Кремля до МКАД.
Срок сдачи: в 2011 году планируется открыть участок от площади Тверской Заставы до МКАД.
Причина задержки: дефицит финансирования, большие объемы обременений.

В рамках проекта “Большая Ленинградка” в настоящее время продолжается строительство Алабяно-Балтийского тоннеля под действующими линиями метрополитена и его продолжения под железнодорожными путями Рижского направления с выходом на Балтийскую улицу. Сроки завершения проекта во многом зависят от того, как быстро властям удастся договориться с владельцами автосалона, расположенного по ту сторону железной дороги. Наверняка предприниматели постараются выжать максимум возможных привилегий из сложившейся градостроительной ситуации. Если переговоры пройдут успешно, то первую “нитку” тоннеля протяженностью 900 м строители обещают сдать в эксплуатацию до конца 2010 года, вторую — в 2011-м. Сколько продлятся работы по сооружению трехслойной конструкции под Ленинградским шоссе, пока неизвестно: строителям из-за сложных гидрогеологических условий приходится действовать “ювелирными” методами.
Еще один участок проекта “Большая Ленинградка” — мост через канал им. Москвы. Новый уже почти построен и будет запущен для движения к 1 сентября 2010 года. Старый тогда же закроется на реконструкцию. В полном объеме путепроводы начнут использоваться к началу дачного сезона 2011 года.

 

ОБЪЕКТ: Многофункциональный комплекс с транспортной развязкой на площади Тверской заставы.
Суть проекта: благоустроить площадь, обеспечить бессветофорное движение от Кремля до МКАД.
Срок сдачи: 2014 год.
Причина задержки: финансовые проблемы инвестора.

Раскопы и ограждения перед Белорусским вокзалом давно уже стали притчей во языцех. Полтора года власти кормили москвичей сказками о том, что “работы продолжаются”, однако в начале 2010 года были вынуждены признать, что простой составляет (на тот момент) 9 месяцев по причине финансовых проблем инвестора. Сейчас на площади ведутся работы по перекладке инженерных коммуникаций, которые оплачивает город. Девелопер тем временем ждет, когда “Моспроект-2” подготовит рабочую стадию проекта и параллельно ищет соинвесторов. До сих пор точно неизвестно, на какую глубину опустится торговый центр с гаражами и как будет организовано движение перед вокзалом по завершении строительства. Метрополитен предупреждает о непростых условиях, в которых предстоит вести работы: рядом проходят две линии метрополитена и расположены две станции подземки. По всей видимости, строителям придется на всю ширину площади рыть котлован до нижней отметки и начинать строительство комплекса снизу вверх, предварительно установив датчики на все близлежащие объекты.

 

ОБЪЕКТ: Многофункциональный комплекс с транспортной развязкой под Пушкинской площадью.
Суть проекта: благоустроить площадь, обеспечить бессветофорное движение от Кремля до МКАД.
Срок сдачи: неизвестен.
Причины задержки: протесты жителей, отсутствие гарантий финансирования.

Начало строительных работ на Пушкинской площади анонсировалось уже не единожды и всякий раз оборачивалось фальстартом. Последний раз горадминистрация обещала приступить к реконструкции весной 2010 года, однако столкнулась с активным противодействием общественности, заручившейся поддержкой Общественной палаты. Сейчас проект в очередной раз отправлен на доработку, в ходе которой в него должны быть внесены изменения, рекомендованные Экспертно-консультативным советом при мэре Москвы (ЭКОС). Также инвестору поручено провести дообследование близлежащих зданий и убедить жителей, что они ни в коем случае не обрушатся в котлован. По другой версии, власти смущает финансовое положение девелопера. Уставной капитал ОАО ТДЦ “Тверской” составляет 100 тыс. руб., а для реализации проекта нужно 400 млн. долларов. Чиновники говорят, что, прежде чем дать разрешение на раскопы, они должны увидеть финансовые гарантии, подтверждающие наличие у инвестора необходимого объема средств. В противном случае на Пушке может сложиться та же ситуация, что и на площади Тверской Заставы.

 

ОБЪЕКТ: магистраль Краснопресненский проспект—Звенигородское шоссе.
Суть проекта: запустить бессветофорное движение от Садово-Кудринской площади до МКАД.
Срок сдачи: на участке до Красной Пресни — 2011 год, далее — неизвестно.
Причины задержки: дефицит финансирования.

Основные работы в рамках этого проекта продолжаются на улице Мневники, где построен (но пока не запущен) тоннель в сторону площади Маршала Бабаджаняна и продолжается перекладка инженерных коммуникаций, на пересечении ул. Народного Ополчения с проспектом Маршала Жукова и при выезде на МКАД, где строится сложнейшая развязка из 4 эстакад и тоннеля. Как рассказали “МК” жители соседних домов, тоннель на ул. Мневники протяженностью 575 метров готов уже более двух месяцев. В эксплуатацию его не вводят, так как, по словам специалистов, “хотят отработать все возможные ситуации” и согласовать дату запуска с Юрием Лужковым. На пересечении проспекта маршала Жукова с ул. Народного Ополчения работают тоннель и две эстакады. Оставшиеся объекты планируется ввести в эксплуатацию в 2010—2011 гг. Аналогичные сроки строители называют для завершения участка на пересечении проспекта Жукова и МКАД, в рамках которого должны быть обеспечены съезды и выезды на Новую Ригу.

 

ОБЪЕКТ: подъезды к ММДЦ “Москва-Сити”.
Суть проекта: обеспечить связь небоскребов делового центра с близлежащими транспортными магистралями.
Срок сдачи: в полном объеме неизвестен.
Причины задержки: дефицит финансирования, большие обременения.


Обеспечить Сити удобными транспортными развязками власти города грозились еще в 2007 году. Однако сроки строительства небоскребов постоянно отодвигались, и это позволяло властям затягивать исполнение своих обещаний. Сейчас при заезде в Сити образуются гигантские транспортные заторы, и эта ситуация продлится до тех пор, пока горадминистрация не найдет средства на расширение 1-го Красногвардейского проезда и ул. Антонова-Овсеенко (для этого необходимо расселить и снести несколько жилых домов). Несколько облегчить жизнь обитателям небоскребов должна эстакада, построенная в составе Третьего транспортного кольца. Она уже полностью готова и будет запущена в эксплуатацию в ближайшие дни. Кроме того, рядом с деловым центром уже началось строительство новой трассы, которая свяжет ТТК и Звенигородское шоссе.


ОБЪЕКТ: эстакада Куркино—МКАД.
Суть проекта: обеспечение прямого выезда из нового микрорайона на кольцевую автодорогу.
Срок сдачи: ориентировочно 2011 г.
Причины задержки: обременения.


Эстакада Куркино—МКАД может служить прямой иллюстрацией пословицы “не зная броду — не суйся в воду”. Строительство съезда вошло в заключительную стадию, когда выяснилось, что с одной стороны находится природный комплекс, а с другой — радиополя Минобороны. В итоге объект был заморожен и пробудет в таком состоянии до тех пор, пока город не разберется с заинтересованными ведомствами.

 

ОБЪЕКТ: смотровая площадка “Стеклянное яйцо” на Живописном мосту.
Суть проекта: предоставить москвичам возможность полюбоваться на родной город с оригинального ракурса.
Срок сдачи: 2011 год.
Причины задержки: дефицит финансирования.


Идея создания “Стеклянного яйца” возникла у проектировщиков вантового моста через Москву-реку. Властям города оригинальное предложение понравилось, однако часть работ по созданию смотровой площадки, по данным “МК”, до сих пор остается неоплаченной. Рассчитаться с подрядчиками город рассчитывает в 2011 году, после чего аренда “яйца” будет выставлена на конкурс. Чиновники рассчитывают разместить в нем ресторан.

 

ОБЪЕКТ: Четвертое транспортное кольцо.
Суть проекта: обеспечить город еще одной кольцевой магистралью, которая снимет нагрузку с центральных дорог.
Срок сдачи: неизвестен.
Причина задержки: дефицит финансирования, огромные обременения.


Запуск Четвертого транспортного кольца — это как четвертый сон Веры Павловны. Возможно, и сбудется, но в каком-то далеком неосязаемом будущем (в документах правительства Москвы фигурирует 2013 год, но уже совершенно очевидно, что это утопия). То, что чиновники называют первым пусковым комплексом, самой магистралью не является. В декабре 2009 года после капитальной реконструкции были открыты лишь вспомогательные проезды первого участка кольца: Электродный проезд, 2-я улица Измайловского Зверинца, Гаражная улица, улица Уткина — от Гаражной до 5-й улицы Соколиной Горы, Окружной проезд — от 5-й улицы Соколиной Горы до 8-й улицы Соколиной Горы, а также эстакада над Московской кольцевой железной дорогой и будущей трассой Четвертого транспортного кольца в районе 8-й улицы Соколиной Горы. В 2010 году на проект будет выделено около 7 млрд. руб. при потребности 35 млрд. руб. Глава департамента дорожно-мостового строительства недавно заявил, что “в следующем году очередной участок ЧТК сдан однозначно не будет”.