Умер Рем Вяхирев: последний защитник «Газпрома»

Акции любимого детища приносили ему меньше 1 млн. долларов в год

11 февраля на 79-ом году ушел из жизни Рем Вяхирев. Он был главой «Газпрома» с декабря 1992-ого по 30 мая 2001 года. Об этом стало известно поздно вечером от ряда источников из газовой отрасли и Минэнергетики. Он был, безусловно, легендарной личностью. Под руководством своего, без сомнения, самого близкого и верного друга Виктора Черномырдина (хотя Вяхирев был на четыре года его старше) он вначале преобразовал советское министерство газовой промышленности в концерн «Газпром» (в других отраслях этого не удалось никому), а затем использовал его не только в своих коммерческих интересах, но и щедро делился с федеральным бюджетом.

Акции любимого детища приносили ему меньше 1 млн. долларов в год
Рем Вяхирев

Рем Вяхирев останется в истории прежде всего благодаря своей фразе: «Любим мы Минфин, плачем, но любим!» Поделился он этой горькой мыслью, когда правительство Сергея Кириенко летом 1998 года пыталось выбить из «Газпрома» максимум налогов. Интересно, как это происходило. Возмущенный тогдашний премьер Кириенко ворвался на заседание кабинета министров с требованием заморозить счета «Газпрома» за якобы неполное исполнение фискальных обязательств.

Глава управления правительственной информации Алексей Волин (сейчас замминистра связи) тут же преградил своим телом двери, чтобы журналисты не смогли передать это скандальное сообщение. Но у присутствующих чиновников уже были мобильные телефоны. Посыпались адресные сообщения. И Рем Вяхирев тут же прибыл в Госдуму, где у него тогда была масса сторонников. После чего Борис Ельцин принял все же его сторону.

Годом раньше случилась еще более пикантная история. Весной 1997 года первый вице-премьер Борис Немцов пытался отобрать у Ремя Вяхирева трастовый договор от 1994 года, согласно которому он единолично управлял 35% государственных акций «Газппрома» (всего тогда у государства было 40%, сейчас более 50%) и мог далее их выкупать по номинальной стоимости.

Но тогда еще не оппозиционер Немцов не учел фактор Черномырдина. Тогдашний премьер сделал все (по крайней мере сам Немцов в этом совершенно уверен), чтобы новый трастовый договор в пользу государства три раза пропадал где-то в столах черномырдинских советников.

Кстати, Рем Вяхирев вместе со своим сыном Юрием, который командовал «Газэкспортом», впервые прорвался на европейский розничный рынок, прежде всего немецкий. Поэтому он довольно спокойно относился к украинским неплатежам. Немцы все равно все покрывали.

Но власть изменилась. Ушел Черномырдин, затем ушел Ельцин, которого Вяхирев практически каждый год спасал переводами газовых денег в Пенсионный фонд. И в мае 2001-оог под давление Путина пришлось уйти и Вяхиреву с сыном. В результате у бывшего «газового короля» осталось всего лишь 0,01182% акций «Газпрома» стоимостью в $13 млн. В 2011 году они принесли дивидендов в 23,5 млн рублей. Так проходит слава мирская.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру