Школу накажут рублем

Причем гораздо сильнее, чем предполагалось вначале

Госдума приняла во втором чтении законопроект, вводящий штрафы за нарушение прав учащихся. Наказывать будут как школу в целом, так и ее администрацию. При этом персональные штрафы директоров будут еще выше, чем намечалось при первом чтении.  

Долгое время защитой прав школьников не занимался никто. Лишь родители метались как подорванные, когда детям отказывали в приеме в школу или обижали во время учебы — произвольно сокращали учебные программы, оскорбляли и применяли прочие неправомерные методы воспитания, заставляли платить за то, что уже оплачено бюджетом, или выдавали липовые аттестаты государственного образца.  

До сих пор каждый решал эти проблемы как мог. Но в 2008 году Минобрнауки подготовило, а Госдума приняла в первом чтении поправки к Административному кодексу и ст. 12 закона “Об образовании”, устанавливающие ответственность школы и ее руководства за нарушения прав граждан в области образования. В конкретный перечень наказуемых деяний вошли: незаконный отказ в приеме в школу и незаконное отчисление; ограничение прав и свобод учащихся во время учебы; нарушение правил оказания платных образовательных услуг; нарушение при выдаче аттестатов гособразца; умышленное искажение результатов госаттестации и олимпиад школьников. За каждое из них чиновники предусмотрели серьезные наказания — дисквалификацию должностных лиц сроком до нескольких лет и крупные денежные штрафы, подвергать которым они пообещали не только школу, но и лично директора. Причем на совершенно фантастические суммы: школы — до 0,5 млн. рублей, а директоров до 100 тыс.  

Невиданные в России штрафы не смутили депутатов — во втором чтении они их даже ужесточили. Так, штраф за незаконный отказ в приеме в школу и за незаконное отчисление для должностных лиц (директоров) повысился до 30—50 тыс. рублей, тогда как при первом чтении он составлял 20—50 тыс. рублей. (Наказание для юридических лиц осталось прежним — 100—200 тыс. рублей). 

Штраф за нарушение или незаконное ограничение прав и свобод учащихся (каких именно, законопроект не уточняет, а это — принципиальный момент) также не изменился: для должностных лиц он составит 10—30 тыс. рублей, а юридических (школ) — 50—100 тыс. рублей. 

А вот наказание за нарушение обязательных требований к ведению образовательной деятельности или правил оказания платных образовательных услуг стало более суровым. Во втором чтении штрафы для директоров поднялись до 30—50 тыс. рублей, а для школ — от 100—200 тыс. рублей против первоначальных 10—50 тыс. рублей для директора и 50—200 тыс. рублей для школы.  

Выдача школами без государственной аккредитации аттестатов гособразца грозит директору штрафом в 50 тыс. рублей или дисквалификацией на срок от 6 месяцев до года (при первом чтении — штраф в 30—50 тыс. рублей либо дисквалификация на срок от полугода до трех лет), а юридическим лицам — штрафом в 100—500 тыс. рублей. 

Наконец, за умышленное искажение результатов госаттестации и олимпиад школьников уличенных граждан (очевидно, школьников или их родителей) будут штрафовать на 3—5 тыс. рублей, должностных лиц — на 20—40 тыс. рублей, а учебные заведения — на 50—200 тыс. рублей.  

Предлагаемые новшества принципиально меняют систему отношений учебного заведения со своими питомцами. Но радость по этому поводу преждевременна, считают в Общественной палате. С одной стороны, защита прав и свобод учащихся, в том числе от незаконного отчисления или неоправданного отказа в приеме в школу, — вещь благая. И с этим никто не спорит. Однако, с другой — роль “крайнего” переходит от учащихся к школе и ее руководству. Это очень опасно, тем более что “реализовать благие намерения в данном законопроекте не удалось”, заявил “МК” член Общественной палаты, директор школы с многолетним стажем Ефим Рачевский. Хуже того. Законопроект содержит мину замедленного действия — отсутствие четкого определения нарушений прав учащихся, считает он. А при таком раскладе “защита” прав школьников неминуемо обернется поражением в правах школы и превращением директора в дойную корову: “Взять хотя бы нарушения прав верующих — например, совершать намаз для мусульман или учиться по субботам для иудеев. Заставляешь учиться в это время — давай 30 тыс. рублей! Включил в школьную программу начальную военную подготовку (НВП) как обязательный предмет — давай еще 30 тыс.!” — предсказывает Рачевский.  

Пострадать может и сам ученик, опасается зампред комиссии Общественной палаты по образованию Любовь Духанина. “Захотят, например, родители отдать ребенка с мозговой дисфункцией в математический класс. По закону любой ребенок может поступить в любую школу. Но хорошо ли ему там будет? Отказав ему, школа фактически поступит во благо такому ребенку. А по закону и ее, и директора за это накажут. То же и с ограничением свободы учащихся. Прийти в школу с голым животом с пирсингом — это свобода или неумение вести себя в общественном месте? Законопроект эти понятия не разграничивает”, — подчеркнула она “МК”.  

В Общественной палате убеждены: избежать этих и других подводных камней позволило бы широкое общественное обсуждение законопроекта. Причем до того, как он станет законом. Однако реально рассчитывать на это не стоит. Фактически закон уже принят — предстоящее третье чтение является техническим и обычно не вызывает возражений депутатского корпуса. Закон вступит в силу 1 декабря 2009 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру