Не так страшна реформа образования, как ее малюют

Перемены в школах началась не с ЕГЭ, а с прихода к власти Константина Черненко.

Мы легко прощаемся со старым, но с трудом принимаем новое. Проблема современной реформы образования не в ее сути, а в том, что рядовые граждане не понимают реальных плюсов «образования будущего». В столице прошел круглый стол «Московское образование: вчера, сегодня, завтра. Откровенный разговор». Чиновники, учителя и родители обсудили итоги реформы образования в столице. «Нерешенных вопросов еще очень много, но мы на верном пути, главное, двигаться вперед к качественной и эффективной школе», - к такому выводу пришло большинство присутствующих.

Перемены в школах началась не с ЕГЭ, а с прихода к власти Константина Черненко.

Наши граждане плохо помнят свою историю. Виня пресловутый ЕГЭ чуть ли не в развале российского образования, многие забывают, что реформа школы идет уже без малого 30 лет, с 1984 года. Константин Черненко, педагог по образованию, недолго пробыл у власти, тем не менее, успел стать основателем современной реформы. Удивительно, но уже в далеких 80-х годах «школьные» проблемы не сильно отличались от современных. Например, рисунок из журнала «Крокодил» с подписью «- Сынок, а ты что к экзаменам не готовишься? - А зачем, мама? У нас в школе двойки не ставят», посвященный фактическому исчезновению «двойки» из системы оценок, вполне актуален и в наши времена.

- Задача чиновников грамотно объяснять учителям, детям и родителям суть современной реформы, по каким правилам мы играем и зачем, - уверена заслуженный учитель РФ, заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы 2010-2012 гг. Наталья Шерри. - Если мы решили идти по пути ЕГЭ, то нужно совершенствовать экзамен, решать проблемы связанные с ним, а не бесконечно рассуждать, зачем он нужен. Подобные шатания влево-вправо — это бессмысленный бег на месте. Объединение и реорганизация школ вообще может привести к исключительным результатам, если проводить слияние точечно, с умом. Маленькие школы, за исключением авторских, не могут быть эффективными. Хорошие учителя не хотят работать в небольших школах, так как им попросту не хватает нагрузки, нет здоровой конкуренции, не с кем обсудить свои профессиональные проблемы внутри учебного заведения. Маленькая школа не может обеспечить профильного образования, так как просто не получится собрать полноценный класс на каждый профиль.

По словам Натальи Шерри, и с экономической точки зрения в контексте современного подушевого финансирования, объединение учебных заведений оправдано. Кроме того, в «большой» школе жизнь ученика становится более яркой и интересной, появляется больше возможностей для развития и общения со сверстниками.

- Что касается разговоров о платном образовании, это надуманная проблема, - уверена Наталья Шерри. - Основное образование у нас бесплатно для всех, платными могут быть лишь дополнительные уроки, которые выходят за рамки общей образовательной программы. И выражение «образовательные услуги» совершенно не оскорбляет личности учителя, как многие сейчас утверждают. Это вопрос отношения человека к той или иной проблеме, при желании все что угодно можно вывернуть наизнанку. Я помню, как один депутат явно с подковыркой спросил пожилую учительницу, как она относится к факту, что теперь она не учит детей, а оказывает образовательные услуги. Женщина ничуть не смутилась и парировала: «В русском языке слово «услуга» происходит от глагола «служить», я не вижу ничего плохого в том, что служу своей родине, своим ученикам».

Особую роль участники круглого стола уделили проблемам московского образования. По мнению собравшихся, ситуация в столице во многом отличается от России в целом по объективным причинам, поэтому проблемы образования нужно рассматривать не только на федеральном уровне, но и на уровне города.

- Сейчас в столице реализуется программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 годы», - рассказывает Михаил Бубнов, заместитель директора Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы. - Главная задача этой программы – сделать столичное образование доступным, качественным и эффективным. Любому ребенку должна быть доступна хорошая школа рядом с его домом, а лучше даже несколько, чтобы можно было выбирать. Безусловно, любые реформы приносят те или иные проблемы, но, в конце концов, положительно влияют на качество образования. Объединение школ поможет подтянуть школы с низкими показателями к хорошим школам. У нас уже был опыт объединения ПТУ и техникумов в 2005 году, в результате сейчас мы имеем эффективные московские колледжи нового поколения.

По мнению Бубнова, надо сделать все возможное, чтобы московское образование работало на опережение, готовило специалистов будущего. В наше время все меняется очень быстро, важно, чтобы после окончания обучения молодой специалист шел в ногу со временем.

- Конечно, стоит продолжать совершенствовать законодательство, - уверен Михаил Бубнов. - Сейчас в столице готовится новый закон «Об образовании в г. Москве», который придет на смену 4-м отдельным документам, регламентирующим образовательную деятельность города сейчас.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру