Россиянам предсказали массовую гибель от рака из-за проблем с лекарствами

"Моя девочка хочет жить - верните препараты!"

«Моей девочке всего 17 лет, и у нее муковисцидоз. Она умная, красивая и невероятно трудоспособная. Она любит Питер, мечтает стать экономистом и побывать в Сеуле. ОНА ХОЧЕТ ЖИТЬ!!! И я хочу жить! Потому что я живу, только пока она дышит! ВЕРНИТЕ ЛЕКАРСТВА!» — социальные сети переполнены обращениями от родителей детей с муковисцидозом, до которых дошла общая беда: с российского рынка ушли лекарства. Их нет нигде — ни в аптеках, ни в больницах. Фармкомпании пишут письма в Минздрав: «Возобновление поставок не планируется».

Российские пациенты стали жертвами отечественной политики импортозамещения и ценообразования на препараты, которая выдавливает с нашей территории жизненно важные лекарства.

Подано уже 900 (!) заявок о выводе лекарств с нашего рынка. Шутка о том, что скоро нам придется лечиться листом подорожника, все ближе к реальности.

"Моя девочка хочет жить - верните препараты!"

«МК» уже не раз писал о лекарственной катастрофе, которая началась с прошлого года и нарастает как снежный ком. Еще пару месяцев назад речь шла о 500 препаратах, которые покинули Россию, сегодня их количество приближается к тысяче.

В прошлом месяце известный детский онкогематолог, глава Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий ННПЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева Алексей Масчан назвал вещи своими именами: в ближайшее время россияне начнут массово умирать от рака, потому что исчезли даже простейшие препараты для химиотерапии, не говоря об инновационных. Сорвана треть аукционов на госзакупки лекарств: нет антибиотиков, сыворотки от клещевого энцефалита. С лета в российских аптеках невозможно купить преднизолон. В российских регионах серьезные перебои даже с таким социально значимым препаратом, как инсулин.

Производители отказались поставлять препараты по смешным ценам, на которых настаивает наше государство: они ниже себестоимости производства. В аптеках цены на препараты из списка жизненно важных и необходимых тоже должны регулироваться — из-за этого многие производители оказались в ситуации, что с 2010 года им запрещено повышать цены, несмотря на инфляцию, курс валют и пр. Они терпели до последнего — а теперь массово бегут от нас.

Проблема номер два — импортозамещение. По постановлению, названному «третий лишний», участвовать в госзакупках импортные лекарства не могут, если на рынке есть отечественные аналоги.

Про большинство российских аналогов без слез говорить невозможно. К примеру, как рассказала в соцсетях мама пятилетней девочки, больной миелоидной саркомой, от одного отечественного аналога импортного химиопрепарата у ребенка сгорели все слизистые: «Они выходили кровавыми ошметками с рвотой и поносом, был жуткий стоматит, просто кровавое месиво во рту». Два месяца ребенка выхаживали на внутривенном питании. Потом назначили другой аналог, тоже российский, — девочка кричала от боли в суставах, у ее соседа по палате отнялись ноги… Сегодня родители покупают оригинальный импортный препарат из-под полы.

Из-за отказа от препаратов с доказанной эффективностью врачей вынуждают возвращаться к старым протоколам лечения, когда выживаемость детей в онкогематологии была 60%. Иными словами, мы откатываемся на десятилетия назад.

В ужасающей ситуации оказались страдающие редким генетическим заболеванием — муковисцидозом. Эти пациенты гораздо более, чем здоровые люди, подвержены различным бактериальным инфекциям, особенно легочным, им жизненно необходимы сильнодействующие антибиотики. Но оригинальные антибиотики, без которых они не могут жить, больше недоступны: их нет ни в стационарах, ни в аптеках. Производители не выдержали политики импортозамещения — и помахали ручкой, официально проинформировав наши власти, что больше ввозить лекарства к нам не будут. Пациентам остается лечиться лишь российскими аналогами. «При этом очень тяжелом заболевании применяют огромные дозировки препаратов очень длительными курсами. Дженерики сильно отличаются от оригинала, допустима разница на 15%. При высоких дозировках резко возрастает количество побочных эффектов и теряется эффективность. Аналоги в России кроме отечественных в основном индийские и китайские, качество их вызывает большие сомнения», — рассказала «МК» глава межрегиональной организации «Помощь больным муковисцидозом» Ирина Мясникова.

«Среди родителей паника. Мы теряем проверенные препараты. С рынка уходят жизненно важные высокодейственные внутривенные антибиотики, которым нет замены», — говорит мама ребенка с муковисцидозом и руководитель организации «На одном дыхании» Ирина Дмитриева.

Родители больных детей создали уже две петиции на платформе Change.org, запустили хештег в Инстаграме, где рассказывают свои истории. Одну петицию подписало более 100 тысяч человек. «В России около 4000 пациентов с муковисцидозом. Сейчас они фактически обречены на медленную и мучительную смерть. Помогите нам вернуть лекарства!» — говорится в ней.

Вчера на Конгрессе пациентов было публично обещано проблемы с препаратами «разрулить». Росздравнадзор займется проверкой обеспечения препаратами пациентов. Ему поручили подготовить доклад и предложения по улучшению ситуации, а также провести корректировки клинических рекомендаций по лечению муковисцидоза. И что дальше? «Всю эту историю с «импортозамещением» придумали какие-то циничные вредители, которых интересует что угодно, только не жизни людей. Хочется проснуться однажды и очухаться от этого бреда и геноцида народа», — рассказал в соцсетях один известный врач.

Удастся ли теперь вернуть ситуацию вспять? Вряд ли. Решения об уходе с рынка компании принимают на уровне головного офиса — и не в одночасье. Вернуть их угрозами или уговорами не получится. При этом никаких шагов в сторону исправления корня проблемы до сих пор не сделано. Методика регистрации цены на жизненно важные препараты остается неизменной, а значит, в ближайшее время бегство лекарств с нашей территории продолжится. «Ситуация с лекарственным обеспечением уже неконтролируема», — выносит грустный вердикт Александр Саверский.

Читайте также: Новый закон грозит оставить Россию без лекарств

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28138 от 29 ноября 2019

Заголовок в газете: Лекарств нет, и не держитесь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру