Снятие запрета на закупку импортных жизненно важных лекарств обнадежило пациентов

Мишустин подписал постановление правительства

Врачи-онкологи назвали решение о снятии ограничений на поставки зарубежных препаратов от рака и орфанных заболеваний победой здравого смысла над импортозамещением. Соответствующее постановление Правительства подписал премьер Михаил Мишустин, правила начали действовать с 7 августа. Но при этом остаются проблемы с госзакупками лекарств, которые могут стать ложкой дегтя в бочке с медом.

Мишустин подписал постановление правительства

Текст постановления размещен на официальном сайте Кабмина. Согласно документу, несколько лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов выведены из-под ограничений, наложенных программой импортозамещения.

«Речь идёт о средствах из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Зарубежные медикаменты, включённые в этот список, не участвуют в аукционах, если есть аналогичные предложения хотя бы от двух производителей из стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия – прим. авт.)», - говорится в сообщении Правительства.

Запрет на госзакупки снят с девяти препаратов. Это филграстим, иммуноглобулин человека, каспофунгин, микафунгин, карбоплатин, вориконазол, севофлуран, ритуксимаб и флударабин. Большая часть препаратов – противоопухолевые и противогрибковые средства. Все они применяются в лечении онкологических заболеваний, в том числе рака легких, шейки матки, лимфомы и лейкоза, а также орфанных заболеваний у детей. 

Как следует из документа, работать новые правила начинают с момента его официального опубликования, то есть уже с пятницы, 7 августа. Действовать они будут до 31 декабря 2021 года.

Что будет после этой даты – пока под вопросом. Но практикующие врачи-онкологи и такому решению проблемы рады. Медики сетуют, что действительно работающих и проверенных отечественных препаратов, которые могли бы вытеснить импортные без вреда для здоровья пациента, просто нет. Более того, больные, сами того не желая, становятся подопытными кроликами, испытывая на себе не до конца проверенные «импортозамещенные» лекарства.

- Это решение - редкое проявление гуманизма к пациентам, - заявил врач-онколог, зам. главврача Ильинской больницы Вячеслав Егоров. - Если потребовалось снимать ограничения, значит, эффективных российских аналогов нет. Мало того, многие отечественные препараты не прошли необходимый путь по изучению эффективности и безопасности. Причем, когда я говорю «многие», это значит почти все. Исследования – это долго и дорого, а многие препараты делаются на коленке. Они отвратительного качества. Особенно новодел, который производят в рамках программы импортозамещения. Это лекарства с недоказанной эффективностью и неизвестными побочными эффектами. И никто об этом пациентов не оповещает.

Многие врачи до сих пор предпочитают российскими препаратами не пользоваться, отмечает Вячеслав Егоров. Правда, позволить себе покупку импортных лекарств могут только коммерческие клиники. Они без проблем приобретают у зарубежных фармкомпаний столько лекарств, сколько им нужно.

Государственные больницы из-за процедуры госзакупок такого права до сегодняшнего дня были лишены. Для пациентов это совершенно страшная история. Есть у в есть деньги – вы лечитесь, проблем нет. Нет денег – считай, не повезло.

Проблема нехватки работающих лекарств для детей с редкими заболеваниями жизнь их родителей превращает в вечный бой.

«Сколько проживут мои дети без корректоров? Почему я должна довольствоваться сроком в двадцать лет, если они могут получить всю жизнь? - негодует мать двоих детей с муковисцидозом Лейла Морозова из Санкт-Петербурга. Ее петиция с требованием вернуть на российский рынок импортные препараты для детей с редкими заболеваниями набрала уже более 320 тысяч подписей. - Уже давно живу с мыслью, что где-то есть чудодейственый препарат, который точно подходит моим детям и может полностью изменить нашу жизнь. 

Знаю, что по закону мы можем его получить, ведь некоторым это удалось. Знаю, что уже семь месяцев назад мы начали этот путь, и у нас есть весь пакет документов, включая федеральный консилиум. Но раз за разом получаю щелчок по носу. Есть консилиум одного федерального центра? А принесите консилиум из поликлиники. А подпишите согласие, что сами найдете спонсора на закупку!»

В Москве пациенты с онкологическими заболеваниями тоже прочувствовали все «прелести» импортозамещения:

- Я предпочитала всякий раз заранее звонить в онкодиспансер и узнавать, есть ли мой препарат, и потом только ехать. Потому что пару раз было так, что приезжаешь, а лекарства нет, - говорит москвичка Дарья, которая два года боролась с раком груди. - Сначала мне «капали» оригинальный импортный препарат, но потом заменили на дженерик. От него были ужасные побочки. Головная боль такая, что несколько раз падала в обморок.

Ситуацию с непредсказуемыми побочными эффектами и риском ухудшения состояния пациента признали и в Кабмине.

«В отдельных случаях такое ограничение мешает эффективному лечению, а смена препарата или использование лекарств от другого производителя может привести к ухудшению состояния больного. Это в особенности касается быстропрогрессирующих заболеваний, которые требуют стабильной терапии», - говорится в сообщении пресс-службы Правительства.

Вместе с тем эксперты считают, что проблема доступности лекарств пока не снята. Нужно еще откорректировать механизм госзакупок препаратов. Сейчас тендерные процедуры подчиняются принципу расчета по референтным ценам. По этой модели заказчик при размещении заявки на площадке госзакупок должен выставить минимально возможную цену. Если желающих продать препарат за такие деньги не нашлось и конкурс провалился, цену можно чуть поднять. Но на это уходят недели, а люди от рака умирают каждый день.

Правда, в мае этого года Минздрав вышел на общественное обсуждение с проектом поправок, которые должны  решить проблему с закупками импортных препаратов для лечения рака. В пояснительной записке ведомство отмечало рост жалоб как от пациентов, так и от врачей. И те, и другие недовольны действующими правилами закупок лекарственных препаратов из-за программы импортозамещения. В Минздраве признали, что такая ситуация негативно сказывается на назначении индивидуальной терапии пациентам с онкологическими заболеваниями. Однако пока приказ существует в первоначальном виде, а поправки существуют лишь в проекте. А значит, риск того, что дешевизна дженериков перевесит эффективность более дорогих импортных лекарств, все равно остается. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру