— Андрей Петрович, по официальным данным ВОЗ (к 10 мая с.г.), высокопатогенный вирус гриппа А/Н1N1 зарегистрирован уже в 29 странах, лабораторно подтверждены 4379 случаев инфекции, из них 49 — с летальным исходом. Грозит ли он москвичам?
— Город готов к защите от этой инфекции. В России заболеваний, вызванных вирусом гриппа А/Н1N1, не зарегистрировано. Безусловно, нельзя исключить возможность завоза его на территорию Москвы. За счет городского и федерального бюджетов будут дополнительно приобретены индивидуальные средства защиты (маски, респираторы, перчатки), тепловизоры для обеспечения санитарно-карантинного осмотра пассажиров в аэропортах “Шереметьево-2” и “Внуково”. В больницах имеется достаточный запас лекарства от этого гриппа. Лечебно-профилактические учреждения имеют двухмесячные запасы дезинфицирующих средств.
— Почему этот грипп поражает в первую очередь молодых, хотя сезонный грипп косит детей и стариков? Связано ли это с физиологией человека?
— Я думаю, это сомнительное утверждение. Вообще-то молодые люди более устойчивы к заболеваниям. Скорее всего, это связано с тем, что юноши и девушки более мобильны, у них шире круг общения, — играют роль характер и образ жизни молодежи. Американцы, например, выявили: умирает больше всего людей с низким материальным достатком.
— Выходит, если человек беден, то у него больше шансов заболеть?
— Не совсем так. Если человек в тяжелых жизненных условиях, плохо питается, никогда не лечился и не был у врача и его работа связана, например, со свинофермой, естественно, риск заболеть этим гриппом у него выше. В России и Москве такие люди есть: бомжи, неработающие, не имеющие страхового медицинского полиса. В США, где люди работают в цивилизованных условиях, находятся под защитой страховых компаний, наблюдаются у врачей, — летальность у них ниже. К счастью, процент заболевших свиным гриппом в общей массе в мире ничтожен.
Подробную версию онлайн-конференции читайте на сайте “МК”.
Ученые из питерского НИИ гриппа Северо-Западного отделения РАМН начали работу по созданию вакцины против вируса “Калифорния”, который называют свиным гриппом. Уже объявлено о начале набора добровольцев, на которых будет испытываться вакцина.
Два образца “Калифорнии” привезли в Санкт-Петербург во вторник, и уже на следующий день специалисты лаборатории эволюционной изменчивости вирусов гриппа принялись изучать штаммы. Ученые обещают, что готовую вакцину начнут испытывать на животных и людях не раньше октября.
Опасный вирус доставили в Петербург из крупнейшего в мире Центра контроля и профилактики заболеваемости США, что находится в Атланте, штат Джорджия. Вирус “добирался” до Петербурга аж три дня. Еще 6 часов его оформляли на таможне. Сотрудникам НИИ гриппа штамм “Калифорнии” привезли в огромной картонной коробке. Внутри — две ампулы по полмиллилитра. Обе упакованы в сухой лед. Температура — минус 70 градусов по Цельсию. В таких условиях вирус свиного гриппа не только не погибает, но и сохраняет все свои свойства. А питерским ученым того и надо.
— Теоретически во время доставки ампулы с опасным вирусом могли разбиться. Но они находились внутри большой картонной коробки. Она достигала полуметра в высоту. Внутри был контейнер из специального непромокающего картона. В нем находился другой контейнер — из толстой пластмассы. Промежутки между контейнерами были обложены специальным материалом. Если бы вдруг ампулы треснули или разбились, этот материал тут же впитал бы в себя всю жидкость и убил бы вирус гриппа, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории эволюционной изменчивости вирусов гриппа НИИ гриппа Надежда Коновалова.
Сейчас вирусы “Калифорния 4/09” и “Калифорния 7/09” хранятся в морозильной камере при температуре минус 70 градусов. В лаборатории уже ввели жесткий режим. Специалисты изучают штамм гриппа в спецбоксе с отрицательным давлением и системой замкнутой вентиляции. Защитные маски и костюмы после посещения этого бокса сначала обеззараживают, а потом безжалостно уничтожают. Ученым же устраивают регулярные проверки здоровья.
— Риск заболеть для наших специалистов практически нулевой. Никто еще, слава Господи, не заразился, — как бы мимоходом говорит Надежда Коновалова и тут же радостно начинает рассказывать о том, как проходят рабочие дни сотрудников НИИ гриппа: — Вся наша лаборатория занимается восстановлением вируса. Он все-таки транспортировался, поэтому его жизненные показатели не такие мощные. Ну вы представьте: приходит совсем немного биологически опасного материала. Чтобы с ним работать, его необходимо накопить. Для этого мы заразим вирусом куриные эмбрионы. И только потом начнем изучать штамм. Создание вакцины — следующий шаг. Этим будет заниматься уже не наша лаборатория.
По международным стандартам, на изобретение вакцины требуется около полугода. Но наши ученые обещают справиться чуть быстрее. И даже испытать на себе вакцину.