“Бедные не должны платить за кризис”, —

заявил на пресс-конференции в “МК” первый заместитель мэра столицы Владимир Ресин

22.09.2009 в 17:21, просмотров: 4088
В понедельник в “МК” прошла пресс-конференция “Город живет — город строится” первого заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя Комплекса градостроительной политики и строительства Владимира Ресина и главного архитектора города Александра Кузьмина. В пресс-конференции также приняли участие руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Сергей Цой и руководитель Департамента городского заказа капитального строительства правительства Москвы Леонид Моносов. Они ответили на самые разные вопросы журналистов: как повлиял кризис на строительные планы города; что будет с программами капитального ремонта и сноса пятиэтажек; какие дороги будут построены в столице в ближайшее время; на чем экономят чиновники и на многие другие. Кроме того, отцы города ответили на вопросы читателей “МК”, которые пришли к нам на сайт www.mk.ru и по электронной почте (всего мы получили более 100 вопросов). Сегодня мы публикуем отчет с пресс-конференции.

Владимир Ресин рассказал о том, как город преодолевает непростые времена:
#video#

— Для городских властей главное сегодня — это выполнение социальных обязательств. Эти вопросы находятся под жестким контролем мэра Ю.М.Лужкова, правительства Москвы и Мосгордумы. Бюджет Москвы всегда был и остается социально направленным: половину всех расходов составляют социальные статьи. В Москве создана одна из лучших систем социальной поддержки в стране. Текущий год — год сложных экономических условий — только доказал это. Москва не только продолжает строительство жилья и социальной инфраструктуры, но и реализует новые перспективные проекты. Например, строительство коттеджей для многодетных семей. В 2009 году планируется построить и ввести в эксплуатацию порядка 3 миллионов квадратных метров жилья, из которых более 1 миллиона — по социальным программам, включая 29,3 тыс. кв. метров малоэтажной застройки для семей, в которых воспитывается 5 и более детей. Такое жилье строят на северо-западе Москвы: в деревнях Рождествено и Троице-Лыково, в районах Косино-Ухтомский и Капотня. Всего по этой программе планируется сдать в строй 197 коттеджей. Кроме того, в 2009 году планируется снести 189 пятиэтажек и ветхих зданий, а до 2012 года осталось снести 552 пятиэтажки сносимых серий. Строящееся сегодня жилье превосходит старый фонд по всем показателям. Перед строителями стоит задача возводить не просто объемы, а строить современные микрорайоны со всей инфраструктурой, соответствующие всем современным требованиям, в том числе по энергоэффективности. Все новые проекты строительства будут проходить специальную проверку на энергоэффективность.

— Уже к сентябрю строители выполнили свои обязательства по строительству социальной инфраструктуры, предусмотренной в этом году: сданы 8 школ и 4 блока начальных классов, 22 детских сада, 23 физкультурно-оздоровительных комплекса.

— Масштабная программа капитального ремонта жилья завершится, как и планировалось, в 2014 году. Несмотря на кризис, правительство Москвы не намерено переносить сроки ее завершения. Решение проблемы устаревшего жилого фонда мы не можем перекладывать на плечи будущих поколений москвичей. В 2009 году отремонтировано 500 многоквартирных жилых домов. Капремонт повышает капитализацию жилья примерно на 20%. То есть реконструкцию ветхих зданий можно рассматривать еще и как своеобразную инвестицию, приносящую доход всем обитателям дома.

— Даже в нынешний, весьма непростой год дорожное строительство не остановлено. В этом году уже сданы в эксплуатацию важные дорожные объекты: тоннель на пересечении проспекта Маршала Жукова и улицы Народного Ополчения, первая часть Волоколамского тоннеля в районе станции метро “Сокол”, завершен второй этап реконструкции Крестовского путепровода — открыто восьмиполосное движение на данном участке. Продолжается реконструкция Ленинградки и Звенигородки, ведется строительство Четвертого транспортного кольца и десятков других дорожных объектов по всему городу. Недавно началась реализация эксперимента по функционированию специальной полосы для общественного транспорта на Волоколамском шоссе. Несмотря на сложные экономические условия, не прекращается строительство метро. В этом году планируется сдать три новые станции.

— Нам удалось в этом году добиться настоящего прорыва в гаражном строительстве. По итогам года будет построено более 140 тысяч новых машино-мест, в том числе более 70 тысяч — в рамках программы “Народный гараж”. Десятки тысяч москвичей выразили желание участвовать в программе и приобрести машино-места по фиксированной, гарантированной городом цене, которая значительно ниже коммерческой. Поскольку в рамках данной программы привлекаются частные средства граждан, мэр города поставил задачу гарантировать абсолютную сохранность этих средств и их целевое использование, что и было сделано. Решению этой задачи помог имеющийся у нас опыт решения проблемы обманутых дольщиков.

— Решение проблемы обманутых дольщиков — важнейшая победа этого года. Мэр Москвы, правительство города дали обещание решить эту проблему, и это обещание выполнено. Очень важно, что мы решили данную проблему не только по факту, но и на будущее. Сегодня создана законодательная основа цивилизованного привлечения средств граждан в строительство. Права граждан-соинвесторов защищены законом. А для контроля сроков исполнения инвесторами своих обязательств создана специальная городская комиссия. В результате ее работы удалось возобновить строительство уже более чем на трех десятках объектов. А это порядка 4 тысяч рабочих мест, что очень важно в условиях кризиса.

— Строительство выполняет роль локомотива для всей экономики, обеспечивает работу целого ряда отраслей. В московском стройкомплексе сегодня занято около миллиона человек. Сохранение для них рабочих мест, заработка и соответственно привычного уровня жизни — важнейшая задача, которую поставили перед нами мэр и правительство Москвы. И надо сказать, это приятная обязанность, потому что результат работы строителей виден каждому, кто живет в нашем городе. Результат работы строителей — это в конечном итоге создание комфортной среды для горожан, это возможность для столицы жить и развиваться.

— За кризис не должны платить бедные — это кредо Москвы. Поэтому мы сохраняем такие важные программы, как социальная ипотека для льготных категорий москвичей. Даже в разгар кризиса ставка по социальным ипотечным кредитам была ниже рыночной. Но что гораздо важнее — такой кредит было возможно получить даже в то время, когда коммерческая ипотека оказалась практически свернутой.

— Общественные слушания по Генплану не первый пример прямого диалога с москвичами. У нас уже есть опыт обсуждения в рамках решения проблем точечной застройки; есть опыт решения проблем переселения граждан в Бутово; есть, наконец, положительный опыт решения проблемы обманутых дольщиков, когда мы тоже напрямую работали с тысячами семей. Москва взяла четкий курс на ответственное градостроительство. Человеческим лицом Генплан-2025 отличается от всего, что до сих пор делалось в столице. Создание комфортной, современной среды обитания — вот главная задача Генплана-2025, который в самом скором времени предстоит принять Мосгордуме. Обсуждение Генплана показало, что в столице есть много людей с активной жизненной позицией, которым небезразлично будущее их города. После того как в Москомархитектуры обработают все замечания, документ будет рассмотрен на правительстве Москвы и затем направлен в Мосгордуму. В то время как депутаты будут работать над документом, любой житель имеет право обратиться к своему депутату и потребовать рассмотреть какой-то вопрос подробнее. Обсуждение планов развития города напрямую с горожанами теперь станет нормой.

— Москва — это город будущего. Гиперцентрализованные города уходят в прошлое. Генплан-2025 предусматривает создание новых “очагов жизни” на периферийном поясе Москвы, между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Одним из ключевых пунктов этого плана является программа “Новое кольцо Москвы”, предусматривающая строительство более чем 200 высотных зданий, среди которых будут гостиницы, офисы, жилье и развлекательные центры. В результате многие москвичи получат рабочие места, расположенные гораздо ближе к дому. А компании, в свою очередь, — более дешевые, чем в “золотом” центре, площадки для размещения офисов. Москва опробует новые средства, способные решить транспортную проблему. Поскольку город делает ставку не только на строительство новых автодорог, но и на развитие общественного транспорта. Отличные результаты показали монорельсовая дорога, легкие линии метро. Эта эффективная транспортная сеть будет активно развиваться и далее. Кроме того, мы планируем приспособить для пассажирских перевозок Московскую кольцевую железную дорогу. Она позволит разгрузить и городские дороги, и метро. Осталось лишь подобрать подвижной состав и построить удобные, современные пересадочные станции.
Участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов

— Владимир Иосифович! Если говорить о возможности второй волны кризиса, которую предсказывают на осень, какие места могут быть самыми уязвимыми для города и какие меры предпринимаются правительством для устранения?

РЕСИН:
У нас разработана четкая программа на четвертый квартал года. Мы справились с программой по первым трем кварталам и закончим год не ниже, а реально чуть выше уровня прошлого года по основным показателям. Разработан проект бюджета на 2010 год. Сейчас он рассматривается в городской Думе. Мы сохраним уровень текущего года по всем социальным параметрам, 2010 год будет переломным годом для вхождения в нормальный режим работы. В 2012 году мы должны завершить программу сноса пятиэтажек. Сейчас принимаем программу по некомфортному жилью, которой займемся в ближайшее время. В будущем году вдвое повысим объемы ввода машино-мест по программе “Народный гараж”: уже более 70 тысяч москвичей подали заявки на участие в этой программе и сейчас полным ходом идет подписание предварительных договоров. Планы составлены так, чтобы сохранить занятость москвичей, сохранить заработную плату с учетом инфляции и сохранить все основные направления развития города, которые мы предусматриваем в Генплане до 2025 года.

— Есть ли возможность желающим приобрести народные гаражи, воспользоваться механизмом социальной ипотеки?

— Такой механизм рассматривается, и в будущем году мы его запустим.

— Как обстоят дела в “Москва-Сити”: по-прежнему какие-то объекты заморожены или что-то восстанавливается?

РЕСИН:
Кроме одного объекта (башни “Россия”), все остальные объекты в “Москва-Сити” в работе. И “Сити” будет построен в срок.

— Вопрос с сайта “МК”: 12 августа глава управы Тверского района сообщил жителям, обеспокоенным запланированным подземным строительством под Пушкинской площадью, что вопрос еще не решен. Но, по слухам, строительство начнется уже в ноябре. Когда будут слушания по подземному строительству?

КУЗЬМИН:
В таких вопросах спешить нельзя. Мэр поставил задачу: убрать торговлю из подземного пространства. То есть мы — за тоннель, мы — за гаражи. И сейчас с инвестором работаем по верхнему подземному этажу. Наша задача — не допустить там торговлю. В настоящий момент нами еще проект не согласован. И где-то в ноябре мы повторно выйдем на обсуждение к мэру с этим вопросом. Сейчас же ведутся работы только по археологии: это не начало строительства. Там даже каток предполагается сделать на подземном этаже...

— Говорят, чиновников в городской администрации очень много: примерно 23 тысячи человек. Что делается для снижения возможной численности чиновников ради экономии?

РЕСИН:
Мы экономим на всем, даже на, простите за такое слово, дерьме. На Курьяновской станции аэрации сделали мини-электростанцию, которая нечистоты превращает в электроэнергию, и этой энергии хватает, чтобы обеспечить очистные сооружения на 50 процентов от общей потребности станции. Вот это экономия! В полной мере все вопросы энергосбережения учитываются при широкомасштабном капитальном ремонте жилых домов в городе. Уже сделанное позволяет в будущем году отказаться от использования миллиарда кубометров газа, который теперь можно продавать за границу и получать валюту. Почему нам удалось это сделать? В старых домах делаем вентилируемый фасад, меняем старую аппаратуру. В новых домах применяем новые технологии заделки швов, теплоизоляции, вставляем теплосберегающие оконные стеклопакеты, энергосберегающие конвекторы и лампы.

И сделали более рациональной структуру управления, которая позволила нам не удорожить стоимость нашего аппарата по сравнению с прошлыми годами.

ЦОЙ: Недавно появилась информация, что Москва якобы является лидером в содержании государственного аппарата. Когда начали выяснять, оказалось, что расходы Москвы на чиновничий аппарат в этом году были повышены всего на 3% — и то не за счет зарплат чиновников, а за счет повышения цен на коммунальные услуги. Структура управления в Москве оптимальная. Это доказывает и то, что, по итогам опросов и социологических исследований, Москва заняла 1-е место из всех регионов по уровню экономии на содержание государственного аппарата.

— Какие замечания от жителей Москвы поступили во время общественных слушаний Генплана-2025? Будут ли они учтены?

КУЗЬМИН:
Работа продолжается. Каждый день мы по 12 часов работаем с обращениями граждан, читаем письма жителей, ни одно письмо не пропускаем. Во время общественных слушаний москвичи внесли в специальные книги порядка 70 тысяч записей. Около 24 тысяч касаются Генерального плана. Около 18 тысяч — вопросов землепользования и застройки. Изучив замечания, мы поняли, что люди поддерживают программу капитального ремонта и часто просят внести их дом в списки. Люди очень заинтересованы в программе “Некомфортное жилье”, суть которой — продолжать снос пятиэтажек несносимых серий. Когда мы до конца года будем формировать эту программу, их замечания тоже учтем. Раньше было много замечаний, связанных с возражениями людей против строительства дорог в их районах. Но на ближайшую десятилетку таких проблем у нас не будет: есть сформированный пакет магистралей, где нет возражений граждан. Там, где есть возражения граждан, мы или принимаем решения отказаться от магистрали, или же записываем те условия, при каких она может строиться. Например, большинство жителей Строгина были против дороги, которая отделила бы их от Москвы-реки. Владимир Иосифович рассмотрел этот вопрос, и мы эту дорогу сейчас из Генплана убираем.

— Вопрос с сайта “МК”. В Центральном округе около 2000 домов с деревянными перекрытиями. Москвичи боятся, что начнутся массовые выселения в интересах инвесторов и застройщиков. Как будет решаться вопрос капремонта таких домов?

КУЗЬМИН:
Во-первых, как показали обследования, деревянные перекрытия еще не всегда беда. Есть методы, когда мы можем лечить болезнь нашего старого фонда. Второе: нет никакой программы отселения граждан из этих домов. Дело в другом. Как правило, эти дома являются памятниками или объектами культурного наследия — и рубить с плеча мы не можем. Специальная комиссия принимает решения по каждому дому: некоторые будут разбирать и строить на их месте новые. И люди будут переселяться в границах той же территории. Мэр принял решение: все городские резервы центра использовать только для муниципального жилья, чтобы возможно было организовать волну переселения граждан в центре.

— Почему километр строительства 4-го транспортного кольца стоит 300 млн. долларов, при этом в Европе это стоит 10 млн.?

РЕСИН:
Откуда вы взяли такие стоимости?

— Юрий Михайлович сказал, что 660 млрд. рублей будет выделено на строительство 70 км кольца…

— Но это еще не значит, что 1 км будет столько стоить… Так нельзя считать. Километр километру рознь. Можно на один километр идти щитом 20-метровым, второй, может, открытым способом, на третий километр надо, предположим, переселить три жилых дома, пару тысяч гаражей и так далее.
Дорожно-мостовое строительство в Москве, к счастью, стоит дешевле, чем в Токио, Париже, Нью-Йорке, Чикаго и т.д. Вот приезжал мэр Чикаго, Ричард Дэйли, и мы с ним обсуждали эти вопросы. Он удивлялся, почему у нас так дешево.

— На какой стадии находится реконструкция Большого театра? Когда она завершится?

— Процессом реконструкции театра руководит комиссия, созданная Президентом России Д.А.Медведевым, во главе с А.Д.Бегловым, в эту комиссию входит ряд видных деятелей искусства и крупных руководителей, включая мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Комиссия работает почти 3 месяца. За это время удалось решить ряд принципиальных вопросов. Во-первых, в ближайшее время театр будет посажен на свое постоянное место: он стоял на восьми тысячах свай. В конце октября будет закрыт контур — и появятся площади театра наземного и подземного. Нет никакого сомнения, что 11 октября 2011 года первый спектакль будет показан на старой-новой сцене Большого театра.

— Продаются ли в Москве сейчас новые квартиры?

РЕСИН:
Наши люди пока не обеспечены жильем. И наша задача — сделать так, чтобы москвичи смогли покупать квартиры. Могу сказать: в Марфине сейчас покупается в день 50—60 квартир. И в ближайшие дни вся продажа там будет уже закончена. Не успели начать строительство на Новоалексеевской — там уже все квартиры проданы. Там, где нормальная цена, утвержденная Минрегионразвития, нами поддержанная, там, где нормальные строители, там, где оформлены в полном комплекте документы, где нет никакой возможности никаким появиться проходимцам, — все идет нормально. Наша сейчас задача — строить. Тут некоторые журналисты призывают людей не покупать квартиры, потому что они станут дешевле. А призывать не покупать, значит, говорить нам: не стройте. А если не строить, значит, создавать дефицит, ненужный ажиотаж. И ладно бы был дефицит по тому, без чего можно было прожить. А без жилья не проживешь.

— Как обстоят дела со строительством высотки на Ленинском проспекте, последним объектом обманутых дольщиков? И будут ли приниматься меры по другим объектам, дольщики которых выходят на пикеты, но они не признаны обманутыми?

РЕСИН:
По дому на Ленинском. Думаю, в октябре закончим. А фактически дом готов. И нет страха, что там будут обманутые дольщики. Я думаю, что там будут счастливые дольщики. За относительно небольшие деньги они, так сложилось, дай бог им здоровья, получают квартиры в таком прекрасном доме.

В связи с кризисом в городе появились долгострои: у некоторых фирм не хватает средств вовремя закончить строительство. Мы создали комиссию, занимаемся ежедневно этими объектами. 30 из них раскрутили, уже начинается сдача.