Лев Николаев: “Политики — это, как правило, злодеи”

Знаменитая программа “Гении и злодеи” празднует юбилей

В ночь с 16 на 17 ноября на Первом канале выйдет юбилейная программа из цикла “Гении и злодеи”. У автора проекта Льва Николаева, продюсера Александра Митрошенкова и коллектива телекомпании “Цивилизация” позади почти 300 эфиров. Кого только мы не увидели за эти годы: Петра Капицу, Трофима Лысенко, Сергея Вавилова, Надежду Крупскую… Но, кто гений, кто злодей, разобраться мы должны только сами. Главное, что столь значимый документальный сериал на этом не кончается.

— Когда десять лет назад вы задумывали этот цикл, сознательно включили туда только людей с пиковым бэкграундом. Серость вам неинтересна в принципе?  

— Я ставил перед собой задачу подвести итоги тысячелетия и выделить тех людей, которым мы обязаны развитием цивилизации. Найти гениев этого времени — вот была задача. Злодеи появились, можно сказать, случайно. Я прочитал замечательную книжку биофизика Симона Шноля “Гении и злодеи русской науки”, связанную с генетикой и теми страданиями, которые перенесли настоящие ученые в период деятельности Лысенко. “Благодаря” таким злодеям мы двигались медленнее, чем могли бы. Таким образом появились эти крайности. А то, что посередине, действительно неинтересно.  
— А разве злодеи иногда не двигают цивилизацию к прогрессу?  

— Как правило, они тормозят ее развитие. Злодейство само по себе штука простая, а вот гениальность многообразна. Гении, не видя цели, стреляют и все равно попадают в нее, а нам, обычным людям, эта цель недоступна. Злодей — открытая личность. Это человек, который может принести вред самому дорогому для ученого — возможности проведения экспериментов, развитию своего искусства. Но дело не только в личностях. История советской культуры знает и злодейские эпохи. К примеру, то, что происходило в 30-х годах. Но было и счастливое время, 60-е, когда расцветали поэзия, музыка, наука дала самые выдающиеся результаты — и в космосе, и в атомной индустрии. Поэтому не стоит приписывать злодейство только конкретной личности.  

— В мире нет ничего однозначного. В вашей интерпретации, скажем, Сталин и гений, и злодей?  

— Сталин много бед нанес науке, культуре. Но он же своими действиями способствовал колоссальному прогрессу в области целого ряда направлений в науке. Это ракеты, атомная промышленность, образование. В этом он был прогрессивной личностью и, можно даже сказать, гениальной.  

— Правда, Троцкий называл Сталина “гениальной посредственностью”.  

— Да, но все-таки нужно отдавать должное фактам. Решения, на которых Сталин настаивал, привели к очень высоким результатам.  

— А что вы скажете про Ивана Грозного, который сейчас на слуху в связи с фильмом Лунгина?  

— Мы пока не добрались до него. Но изначально решили не брать в качестве своих героев политические фигуры. Нам интересны творческие личности, а политика — штука временная. Хотя роль политиков огромна в развитии стран и человечества.  

— И правильно. Потому что, без сомнения, список десятки главных злодеев тысячелетия возглавили бы именно политики. Тогда сами составьте хотя бы тройку гениев и злодеев.  

— Со злодеями проще. Из того, что мы делали, это, конечно же, был Лысенко. Еще языковед Мар, ну и, наверное, Крупская, которая много гадостей сделала для нашего образования. А если брать гениев нашей отечественной науки, то можно в этот ряд поставить Ландау, Капицу, недавно почившего Гинзбурга. Сахаров, безусловно, очень яркая и талантливая личность. Гениев много, они исчисляются не единицами, а по крайней мере десятками.  

— Но в этом году на Первом канале прошел довольно неоднозначный фильм об академике Ландау. Из него мы узнали, что он был, конечно же, не злодеем, но грешным человеком.  

— Большинство людей, конечно же, совмещают в себе и гениальность, и если не злодейство, то умение создавать близким людям неприятности. Книга Коры была выпущена после ее ухода из жизни. Тут очень много не просто личного, но даже предвзятого. Известно, что, когда они женились, Ландау предложил формулировку их союзу: как бы ни развивались события, единственное, что должно оставаться незыблемым, это право каждого человека на свободу действий. Он только так понимал возможность существования семьи. Я совершенно точно знаю, что друзья Ландау, весь ученый мир были против этих публикаций и уговаривали Кору не издавать книжку. Но ее издали, сделали фильм. А мы перед ним по просьбе Константина Эрнста показали другой, документальный, о том, что делал Ландау в науке. Получился двойной выстрел по зрителю, две точки зрения. С одной стороны, взгляд науки, истории нашей культуры — и жены, которая видела в нем прежде всего мужа, любимого человека, который приносил ей всевозможные страдания. Всем же известно ее неоднозначное поведение после того, как Ландау попал в автокатастрофу. Она даже не ходила к нему в больницу, что, конечно же, ее не красит. Но нельзя все возводить к черному и белому, да и нет такой необходимости.  

— Тогда назовите личность из тех, о ком вы делали программу, где наиболее проявлена амплитуда от гениальности к злодейству.  

— Мы делали фильм о Фрице Габеле. Он создал азотные соединения, увеличивающие плодородие почвы, избавил человечество от голода. И в то же время создал отравляющий газ иприт, вещество массового уничтожения, которое было применено во время Первой мировой войны. Он действовал совершенно сознательно, как патриот Германии. В этом смысле все физики, которые участвуют в создании атомных бомб, тоже несут на себе печать вынужденного злодейства. Во имя того чтобы избавить людей от возможной гитлеровской атомной бомбы, они спешили сделать свою, и это привело к трагедии Хиросимы и Нагасаки. Но они были выдающимися людьми и гениальными физиками.  

— Академика Сахарова создание водородной бомбы просто перевернуло психологически и морально.  

— Он довольно долго был в плену той же самой идеи, работал во имя создания паритета, чтобы наша страна обладала оружием, которое не позволило бы тем же американцам развязать новую войну. Сахаров занимался этим абсолютно искренне. Но потом он действительно посмотрел на сотворенное другими глазами.  

— Может, то же самое можно сказать и про Михаила Калашникова, которому на днях исполнилось 90 лет?  

— Мы не делали про него передачу. Но есть довольно распространенная поговорка: чем бы ученый ни занимался, в результате все равно получается оружие. Работая над исследованием атомного ядра, тот же Резерфорд абсолютно был убежден, что это невинное дело никогда не приведет к созданию оружия и никак не навредит человечеству. Так же с биологией, химией. Как только ученый что-то открывает, военные первым делом смотрят: а что из этого можно сделать гаденького.  

— Ну а вот Лени Риффеншталь очень даже подходит под ваш цикл. Как вы к ней относитесь?  

— Она очень талантливый в творческом отношении человек, умелый менеджер совершенно фантастических съемок. Ее фильмы очень высокого качества, но она работала явно на прославление не лучших сил, которые существовали в мире. У нас было то же самое: писатели, режиссеры точно так же прославляли деятельность большевиков.  

— Вы ставите на одну доску фашистский режим и советский?  

— Речь идет не о целях и задачах того и другого режима, а о методах, которыми они пользовались, способах, с помощью которых они добивались поставленных перед собой задач. Здесь происходит водораздел. Идеи социализма были благородными, но опорочены деятельностью отдельных людей, системы, которая реализовалась в виде машины, очень похожей на ту, которую создал Гитлер. Хотя и знак равенства здесь ставить невозможно.  

— Тогда Александр Фадеев для вас кто — злодей?  

— Это очень грустная фигура, трагическая. Он закончил жизнь, разочаровавшись прежде всего в собственных поступках. Но назвать его злодеем у меня язык не поворачивается по одной простой причине: он это делал по слабости, а не по внутренней установке. Он хотел потрафить власти, думая, что написанное им будет полезно для развития страны.  

— Главное, что как председатель Союза писателей СССР подписывая всякие бумажки, он гнобил своих коллег.  

— В этом смысле, конечно, он был злодеем первостатейным. Но то же самое было тогда и в других областях. Например, руководство Союза архитекторов сделало все, чтобы наши гениальные зодчие прекратили свое творческое существование.  

— Есть такие стихи: “Бывали хуже времена, но не было подлей…” Как вы видите нынешнее время 2000-х годов?  

— Я отношу себя к оптимистам и считаю, что сейчас происходит добрый процесс возвращения внимания и интереса к науке и просветительству. Перспектива здесь очень светлая, хорошая. Наконец наука стала получать внимание от руководства страны, которое она давно заслуживала. Сейчас мы делаем для Первого канала большой многосерийный цикл “История Арктики” со всеми драмами, трагедиями ее покорения. Также скоро запустим документальный сериал “История кино и телевидения”. Ну а то, что программа “Гении и злодеи”, которую производит телекомпания “Цивилизация”, выходит уже 10 лет, тоже очень важно. Хоть мы идем по ночам, но имеем свою приличную аудиторию. Ну а совсем скоро откроется наш канал типа “Дискавери”. Сейчас появилась масса детских каналов, которые тоже занимаются просветительством, и это замечательно. К тому же наше документальное кино, по-моему, гораздо интереснее довольно скучных немецких и английских фильмов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру