Образование в Москве — бесплатное, но дорогое

Депутат Мосгордумы Виктор Кругляков: “Для меня модернизация — это в первую очередь школы”

Депутат Мосгордумы Виктор Кругляков: “Для меня модернизация — это в первую очередь школы”
Председатель Комиссии по образованию Мосгордумы, член фракции “Единая Россия” Виктор Кругляков проблемы городских школ знает не понаслышке — 13 лет он возглавлял Управление образования в Восточном округе столицы. А теперь, работая депутатом, инициировал поправки, касающиеся работы начальной школы, в столичном законодательстве. О том, будет ли образование в Москве платным и что ждет школу в будущем, Виктор Михайлович рассказал в интервью обозревателю “МК”.

— Виктор Михайлович, сейчас много говорят о реформе бюджетной сферы в России, которая, безусловно, затронет и школы. В СМИ, в Интернете люди друг с другом обсуждают слухи о том, что очень скоро школьное образование в стране станет платным. Я, например, слышала, что бесплатным оставят минимум буквально из четырех предметов, а за все остальное родителям придется платить. Впрочем, закон написан так невнятно, что эксперты трактуют его по-разному. Как вы считаете, коммерциализация школ оправдана, или образование все же должно остаться бесплатным?

— Я не согласен с тем, что закон написан непонятно — как раз в нем-то все предельно ясно. Но прежде чем рассказать вам о его содержании (а я изучил этот документ досконально), мне хотелось бы объяснить, почему вообще возникло столько волнений, столько опасений, слухов и сомнений по поводу этого законодательного акта. На мой взгляд, со стороны российских властей были допущены серьезные просчеты в доведении до сведения граждан информации об этом законе. Никакой разъяснительной работы проведено не было, и закон начали обсуждать фактически лишь после того, как его приняли. Если бы этому предшествовала серьезная разъяснительная работа, которую вело бы Правительство РФ, разработавшее закон, депутаты Госдумы, СМИ, то многие проблемы были бы сняты.  

Теперь по существу: ни о каком платном образовании в законе речи нет, ни в одной статье этого документа такого не написано. И значительное количество людей, экспертов, с которыми мне приходилось обсуждать этот закон, как я убеждался, на самом деле внимательно его даже не читали.  

— Может быть, прямо и не сказано, однако там говорится о создании трех принципиально новых форм государственных учреждений и, как следствие, изменении системы их финансирования. Можете объяснить, в чем смысл?  

— Действительно, предполагается три новых типа бюджетных учреждений: бюджетные, казенные и автономные. Казенные всю свою деятельность (и хозяйственную, и целевую, и прочую) будут вести за счет бюджета, финансироваться на основе бюджетной сметы, а если они будут наделены правом вести приносящую доход деятельность, этот доход будет учитываться в доходах бюджета. Бюджетные учреждения (по новому закону) будут получать субсидии от государства на реализацию государственных заданий и получат возможность не только зарабатывать дополнительные средства, но и распоряжаться ими. Правда, остатки неиспользованных средств в конце года будут изыматься в бюджет, но в следующем финансовом году по решению главного распорядителя кредитов смогут быть использованы на те же цели. А создание автономных учреждений было предусмотрено еще в 2006 году, но этот тип учреждений не получил своего развития. Автономные учреждения также должны финансироваться субсидиями на выполнение государственных заданий, вправе вести приносящую доход деятельность и распоряжаться доходами от нее, но в отличие от бюджетных, которым лицевые счета должны открываться в казначействах, автономные учреждения вправе открыть счета в банках, а также пользоваться кредитами. Если мы возьмем школы, то они как бюджетные учреждения будут получать субсидию от государства на реализацию главной своей задачи — обеспечение доступного, бесплатного и качественного общего образования. То есть государство будет по-прежнему выделять им средства на обучение детей. И будет контролировать, как расходуются эти средства. Но помимо этого школы получат возможность предоставлять дополнительные образовательные услуги, которые могут быть платными. Хочу особо подчеркнуть: дополнительные платные образовательные услуги в соответствии с законом могут предоставляться только за рамками сетки рабочих часов школы. Поясню: образовательный процесс в школе начинается с 8.30 и длится примерно до 14.30, когда все основные уроки заканчиваются. И укладывающиеся в этот временной промежуток уроки, перечисленные в расписании, входят в государственный образовательный стандарт, и они будут бесплатными.

 Платные же образовательные услуги могут предоставляться школами лишь после окончания всех основных уроков, то есть примерно после трех часов. Допустим, хочет ученик выучить два-три дополнительных иностранных языка — такие занятия могут сделать в школах платными, и начинаться они будут лишь после окончания уроков. Что в этом плохого? Сегодня многие московские школы уже предоставляют платные образовательные услуги. Однако пока по закону все деньги, которые они за них получают, уходят в бюджет региона. Теперь же, по новому закону, эти дополнительно заработанные деньги школы смогут оставлять себе и расходовать по собственному усмотрению. Им уже не придется отчитываться перед бюджетом за расходование этих денег.  

— Школы смогут зарабатывать не только за счет оказания платных услуг, но и за счет сдачи своих помещений в аренду. Не приведет ли это к опасным последствиям? Мало ли кто захочет снять себе школьный класс в аренду...  

— Если мы допустим такое, то, во-первых, появившиеся в учреждениях образования организации могут помешать работе школы, а во-вторых, снизить ее антитеррористическую защищенность: представьте, арендует в школе помещение какой-нибудь офис, и целый день туда будут ходить самые разные посетители. Но как по ныне действующим правилам и нормам, так и по новым московские школы могут сдавать часть своих площадей в аренду, но только с разрешения учредителя. В Департаменте образования действует постоянная комиссия, которая осуществляет экспертную оценку последствий передачи помещений в аренду. Такая оценка предусмотрена Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, и эти нормы никто не отменял. По сложившейся практике школьные помещения сдаются в аренду некоммерческим образовательным организациям. Думаю, ничего плохого в том, что часов в 16—17 в школе начинают работать секции или центры, предоставляющие услуги по обучению тем же иностранным языкам населению. Сейчас средства, полученные от такой аренды, идут в бюджет города. А с вступлением в силу нового Федерального закона они будут оставаться в школе. Однако самая главная и единственно важная задача школ — это обучение детей. И надо так выстраивать введение законодательных новшеств, чтобы второстепенная задача (получение дополнительных средств) не вытеснила эту главную задачу.  

— Изменится ли что-то в Москве с вступлением в силу нового закона?  

— В Москве вся сфера образования финансируется из бюджета. И, не побоюсь такой громкой фразы, образование в Москве — это народное достояние. И правительство города, и Московская городская дума при различном отношении к федеральным веяниям обеспечат общедоступное, бесплатное и качественное образование всем москвичам — никакого платного образования в Москве не будет: этого не допустит ни мэр, ни столичные депутаты. Кстати, хочу поделиться с вами интересным наблюдением из своей профессиональной практики. Когда я работал начальником Управления образования в Восточном округе Москвы, часто слышал от людей такое расхожее высказывание: мол, в Москве-то образование, известное дело, платное, что в школах за все надо платить. А когда мы начинали выяснять, за что конкретно надо платить, то приходили к выводу, что родительские затраты — лишь ничтожная доля в общем потоке бюджетных средств, которые город выделяет на образование. Образование было и остается бесплатным, 99,9% затрат на него оплачивает городской бюджет — а сюда входят и коммунальные платежи, и расходы на ремонт, и затраты на закупку оборудования, техники... Да и вообще, система образования — одна из немногих систем, социально устоявшихся вопреки всем переменам. Это хребет всей нашей социальной сферы. Конечно, школы есть за что критиковать, но бесплатное образование устояло у нас вопреки всем революциям, а это — институт социальной защиты в действии. Я знаю, что значительная часть родителей готова помочь школам, чтобы создать своему ребенку более комфортные условия обучения. Но помощь эта должна быть добровольной. К тому же родители должны получать полный отчет о том, на что израсходованы их средства. Но я сталкивался и с ситуациями, когда школы заключали с родителями договоры, по которым те вносили какие-то взносы на развитие учреждений. Какая же тут может быть добровольность, если все взносы были совершенно одинаковыми? Однако те люди, которые постоянно говорили мне, что образование в Москве платное, недавно узнали о новом законе и пришли ко мне со словами: неужели образование в городе станет платным? “Как же так? — ответил я. — Оно же таковым и является по вашим словам”. Выходит, они поняли, что образование у нас бесплатное, лишь когда они усмотрели угрозу, что его отберут.  

— Когда вы рассуждали о поборах с родителей, вспомнилась ситуация с ЕГЭ. Недавно “МК” писал о расценках за этот экзамен в школах. Чтобы сдать ЕГЭ по русскому, нужно 100 тысяч, по математике — 150 тысяч. Как вы к этому относитесь?  

— Вы знаете, за 13 лет работы в системе образования я так и остался в полном неведении относительно таких расценок. Иногда люди спрашивали, сколько стоит то или это, — я совершенно не в курсе. Коррупция и взяточничество у нас, конечно, всегда были, но не думаю, что в школах эти явления приобрели угрожающий характер. Вопрос объективности оценки за ЕГЭ — это вопрос профессиональных качеств учителей и их человеческих качеств. Подавляющее большинство наших учителей — люди порядочные, я в этом уверен. Я допускаю, что случаи злоупотребления при принятии ЕГЭ есть, но они возможны лишь тогда, когда в цепочке есть учитель и он непорядочный. Чтобы сфальсифицировать результат ЕГЭ, в этом должны участвовать и сам ученик, и учитель, и организатор ЕГЭ. Экзамены сейчас принимают не в той школе, где учился ребенок, и не те учителя, которые его учили. В новой схеме ЕГЭ меньше коррупциогенных факторов, хотя полностью они не исключены.  

— Сейчас идет Год учителя. Что он принес московским учителям?

— Серьезные изменения произошли в оплате труда столичных педагогов благодаря решениям, принятым правительством города и Мосгордумой. Повышение заработной платы происходило и до кризиса, и в период кризиса — все обещания, данные учителям, город выполнил в полном объеме. Сегодня средняя зарплата московских учителей выше, чем в сфере промышленности: она составляет около 35 тысяч рублей. Наиболее существенное повышение зарплат произошло у учителей иностранных языков — но это объективный процесс, обусловленный большой потребностью в этих преподавателях. Город поставил задачу сделать так, чтобы во всех школах уже со второго класса преподавали иностранные языки. И для привлечения учителей город повысил им заработную плату до 50—80 тысяч рублей. Это привело к тому, что сейчас у нас практически нет вакансий в этой области. Да и в начальной школе сейчас почти нет вакансий, а попутно уменьшилось количество вакансий по остальным предметам. Кстати, в период кризиса многие люди, работающие во внебюджетной сфере, столкнулись с сокращениями штата, снижением зарплат и, почувствовав неуверенность в коммерческих структурах, обратили свои взоры на бюджетную сферу. Для Москвы сейчас учительские зарплаты выглядят хоть и скромно, но достойно, и расхожее мнение по поводу нищенских зарплат школьных преподавателей, которое существовало многие годы, преодолено.  

— Расскажите, пожалуйста, о новых стандартах образования, которые будут внедрять в начальной школе.  

— Начну с того, что с 1993 года я был депутатом городской Думы, а до этого, с 1990 года работал в Моссовете и утверждал председателем исполкома Юрия Михайловича Лужкова. За прошедшие годы я много раз встречался с мэром, но, признаюсь честно, ни разу не был у него в кабинете на приеме. Пытался проблемы решать самостоятельно. Но, когда я стал председателем Комиссии по образованию в новом созыве Мосгордумы, возникла тема, которую я посчитал достойной внимания мэра, и я впервые записался к нему на прием. В кризисный год я обратился с просьбой, которую многие считали нереальной в исполнении, да и сам я сомневался. С просьбой о деньгах — немалой сумме в 401 миллион рублей. Так вот, с 2011 года в России вступают в силу новые стандарты образования начальной школы. Предполагается, что ребята по выходе из нее должны уметь печатать вслепую десятью пальцами на клавиатуре, делать компьютерные презентации и производить электронные измерения с помощью компьютерной техники. Я считаю это правильным: если дети в начальной школе не овладеют этими навыками, в жизни они могут столкнуться с проблемами — это новый уровень образования, Интернет очень многое поменяет в нашей жизни. Если детей начинать учить азам компьютерной грамотности с первого класса, уровень обучаемости вырастает в разы. Эту работу мы должны начать с 2011 года, но я знаю, что в регионах на это просто нет средств, и я не уверен, что большинство субъектов РФ справится с этой задачей. Но мы же Москва! Что нужно сделать, чтобы перейти на этот первый стандарт информатизации? Во-первых, нужны учителя, готовые учить по новому стандарту. И Департамент образования уже подготовил более 500 преподавателей: уже с 1 сентября они могут приступить к работе и учить детей. В каждом округе Москвы мы отобрали по 20 школ, которые начнут работать по новому стандарту уже с начала следующего учебного года. Во-вторых, нужна техника, всем детям необходимы ноутбуки. И у Юрия Михайловича я попросил средства на закупку оборудования для этих новых классов. Эти средства мэр выделил Департаменту образования из резервного фонда города. С 2011 года по новому стандарту начнут работать все школы Москвы.

 Кстати, недавно наш президент Дмитрий Медведев посетил одну из школ Центрального округа Москвы и спросил, когда планируют реализацию нового образовательного стандарта. И когда он узнал, что Москва на этой стезе стала первой и, несмотря на кризис, выделила деньги, он был очень доволен. Сейчас много говорят о модернизации, а для меня модернизация — это в первую очередь школы. Инвестиции в образование — это путь модернизации в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру