С назначением федеральных судей все более или менее понятно. На VII Всероссийском съезде судей, проходившем в декабре прошлого года, много говорилось о несовершенстве нынешнего порядка: сначала судья назначается на три “испытательных” года, а по прошествии этих трех лет, если все получится, уже пожизненно, и сможет работать до 70 лет — предельного возраста пребывания в должности. В частности, глава Высшего арбитражного суда, однокурсник Дмитрия Медведева по юрфаку ЛГУ Антон Иванов заявил в своем выступлении: “О какой независимости судей можно говорить, если вновь назначенный судья дважды проходит через одну и ту же процедуру назначения?.. Необходимо отказаться от практики переназначения судей после 3 лет работы”.
Теперь судей будут назначать раз и навсегда. “Это должно послужить дополнительной гарантией принципа независимости судей, закрепленного статьей 120 Конституции РФ”, — говорит президент в пояснительной записке к внесенному законопроекту.
А вот с инициативой, касающейся Конституционного суда, — полный мрак. Из текста законопроекта следует, что главу КС впредь будет назначать президент, с согласия Совета Федерации. Хотя последние 15 лет действовал такой порядок: 19 судей КС назначаются президентом с согласия Совета Федерации, а потом уже они сами избирают своего председателя — большинством голосов, тайным голосованием, на три года. Последние выборы прошли в феврале 2009 года, и главой КС опять стал Валерий Зорькин. Кстати, внесенный президентом законопроект позволяет ему досидеть этот срок в кресле председателя до конца.
Почему понадобилось менять действовавший годами порядок? Чем он плох? Пояснительная записка к законопроекту, которая должна содержать ответ на эти вопросы, ничего не поясняет. Нет никаких разъяснений и на кремлевском сайте. Судьи КС от комментариев отказываются, ссылаясь на то, что инициатива президента когда-нибудь может стать предметом их рассмотрения, а им в таких случаях запрещено высказывать свое мнение. Владимир Плигин (“ЕР”), которого положение обязывает комментировать поступившие в возглавляемый им думский Комитет по конституционному законодательству законопроекты, только и сказал, что “президент привел практику к единообразию — ведь председатели Верховного и Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации”. Но Верховный и Высший арбитражный суды в отличие от Конституционного суда не имеют права давать заключения на соответствие Конституции указов президента, законов и прочих нормативных актов!
“Если уж говорить о единообразии, следовало бы дать возможность и членам ВС, и членам ВАС самим избирать председателя, как в КС. Потому что назначение председателя — это один из самых главных рычагов воздействия политической власти на судебную. Если бы главы высших судов назначались пожизненно, предложенная схема еще была бы приемлема, но глава ВС назначается на 6 лет, а глава КС — на 3 года, и, естественно, каждый хочет остаться на этой должности и дальше...” — сказал “МК” один из крупнейших российских специалистов по конституционному праву, завкафедрой ГУ-ВШЭ Михаил Краснов. “Странно, что с такой идеей выступает президент, заявивший, что будет бороться за независимость судебной власти, потому что здесь мы видим все то же стремление контролировать все по максимуму”, — говорит он.
Да, тайное голосование делает любую процедуру избрания более или менее непредсказуемой.