Вообще-то эти канадцы – явный не стандарт фигурного катания. И этот не стандарт – теперь еще один навязчивый российский кошмар перед Сочи. Всем видом и действиями пара демонстрируют: пусть наша программа и не шедевр красоты и утонченности, возьмем свое техническим напором.
И хочешь – не хочешь, а смотришь на шуструю Меган (которая даже в холодном пресс-центре, где никто не снимает куртки, разделась аж до майки на бретельках, столь разгорячена она событиями) и вспоминаешь Солт-Лейк-Сити. Раздел медали между канадцами Джеми Сале - Давида Пеллетье и Еленой Бережной – Антоном Сихарулидзе. Да и тренируются Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд – вы правильно подумали - у тренера Готье, что одиннадцать лет назад выводил на олимпийский лед Сале-Пеллетье.
Нина Мозер, тренер Волосожар-Транькова, улыбалась после выступления наших лидеров от души: «Ребята получили очень хорошие уровни, почти по максимуму. То, что планировали, то мы и сделали на старте. Чуть-чуть лишь была шероховатость у Танюши на прыжке - поторопилась, хотела качественно все сделать. Молодцы они – хорошо катались».
И на шутливый вопрос о задачах для пары на этом чемпионате – ну, что могут хотеть вице-чемпионы мира, проигравшие в прошлом году какие-то «копейки» баллов, а в этом году уже победившие чемпионов мира на чемпионате Европы? - ответила, тоже, вроде, шутя, но серьезно.
- А задачи и не менялись никогда! Только не будем говорить об этом вслух. Все мы знаем, чего хотим. Канадская пара? У них хороший технический ассортимент элементов. Сложный выброс, хороший прыжок, да и все остальное они делают на четвертый уровень. Но, думаю, мы можем взять другим. Например, линиями, качеством. Амплитуда, классика, техника – это красиво. А вообще - если говорить о партнерше в этой паре, то я считаю, что тренер Готье - просто гений, потому что соединить девочку, у которой бедро заканчивается в районе колена мальчика, это – извините… Я просто не представляю, как ему это удается. На подкрутках, поддержках, выбросах – минимализм такой, хоть девочка и воин, такой накачанный человечек. Здорово, что ему удалось это сделать.
А Максим Траньков был холоден. И то, что канадцы опережают после короткой программы чемпионов мира, его не удивило. Говорит, был готов к такому сюжету чемпионата.
- Мы соревнуемся в Канаде. Вы видели, как к паре относятся в этом сезоне? Плюс они делают тройной лутц, параллельный флипп. Я не уверен, что они докручивают этот лутц. Но набор элементов серьезный, так что такой расклад был ожидаемым. Стоит ли опасаться, что в произвольной программе им повысят вторую оценку? А пока им не за что ставить высокие баллы. Программа слабая, одни перебежки и танцевальные поддержки.
Траньков в общем-то был строг, но справедлив, хотя все же заметил, что результаты лидирующей тройки весьма плотные, все еще может измениться.
Похвалы тренера Тамары Москвиной дождались, наконец, и Юко Кавагути и Александр Смирнов. Откатали программу так, что их вальс стал действительно вальсом, а не попыткой его исполнить. И теперь уже и Тамара Николаевна могла станцевать свою партию перед журналистами – а делает она это всегда изящно, даже когда приходится бичевать себя, чтобы спасти от критики учеников: как, мол, подготовила, так и выступили.
На сей раз тоже можно было для начала пошутить.
- За какую из программ больше волновалась? Я не волнуюсь ни за что. Потому что если делать это все 40 лет, что я работаю… Мы померили пульс там, у бортика - у меня 60 ударов в минуту. Это – нормально. Я тоже хочу быть здоровенькой. Но вообще короткая программа - это самое сложное, потому что от нее зависит и в какую группу попадешь и отношение судей. Психологическое напряжение очень сильное. Тем более что все последнее время выскакивали какие-то маленькие проблемки со здоровьем. Я бы не хотела на эту тему говорить. Но у каждого спортсмена есть свои сложности: у кого-то - одно, у кого-то - другое. Основная проблема Юко и Саши сегодня - нет стабильности. Когда они хорошо готовы и надеются на результат, то не могут пока еще с холодной головой подходить к старту. Волнуются, потому что знают - могут занять достойное место. И поэтому не всегда катаются «трезво», как я говорю. Но мы работаем над этим. И на чемпионате мира главная задача – стабильно прокатать обе программы и восстановить свое реноме.
…Именно на этих словах Вера Базарова сорвала параллельный прыжок. Потом она скупо скажет, что такого – одинарного варианта исполнения прыжка - у нее не было никогда. «Даже не знаю, что сказать, это такой позор». А Юрий Ларионов прикроет партнершу какими-то словами о том, как проходила подготовка к выступлению.
Красиво выступив в финале Гран-при, фигуристы пропустили затем и чемпионат России, и чемпионат Европы. Буквально за какие-то недели до чемпионата мира расстались с тренером Людмилой Калининой. Потом – падение Веры в Детройте за неделю до старта. Многовато что-то потрясений.
- Тамара Николаевна, а если Базарова-Ларионов попросят вас готовить их к Играм?
- Такого нет - «если». Вот когда попросятся, тогда и буду думать, что я буду голову забивать: чего есть, чего нет?
Оно и правда. Взрослые ведь все люди. Решат без нас.
А впереди на чемпионате мира произвольная программа. В пятницу хочется услышать российский гимн.