На краю земли прошла самая холодная гонка в России

Самый крупный снегоходный марафон за полярным кругом завершился победой американцев и финнов

25-градусный мороз, метель и ветер до 12-ти метров в секунду, готовый на каждом повороте опрокинуть снегоход. В таких экстремальных условиях в Салехарде прошел II международный снегоходный марафон «Ямалкан». Участникам из России, Финляндии, США и даже Испании, съехавшимся в эти минуты на край земли — а именно так с ненецкого переводится Ямал - предстояло преодолеть 240 километров по замерзшим рекам и предгорьям Полярного Урала. Но погода внесла свои коррективы.

Самый крупный снегоходный марафон за полярным кругом завершился победой американцев и финнов

Каково женщинам соревноваться в искусстве управления снегоходом наравне с мужчинами? Почему несмотря на суровые морозы и ежедневную практику наши райдеры оказались все же не на высоте? За ходом самой северной гонки на снегоходах наблюдал корреспондент «МК».

Подготовку к выходу на трассу спортсмены-иностранцы начали еще за три часа до старта. Поверх термобелья райдеры натягивали теплые герметичные костюмы. Голову защищали шлемами с двойными стеклами и специальной системой вентиляции, которая отводит тепло от дыхания к затылку и предотвращает запотевание. Около своего снегохода переминается с ноги на ногу спортсмен из Испании. Поднимает забрало шлема он лишь затем, чтобы глотнуть горячего чая. Захлопывая стекло, выдыхает: «вери колд ин Раша!» Даже привычных к низким температурам финнов ямальские морозы испугали не на шутку. Еще в гостинице они обклеили лица специальным скотчем.

- Шлемы у нас очень хорошие, но и под них при скорости в 130 - 150 км/ч (а некоторые модели спортивных снегоходов могут разгоняться и до 200 км), проникает ветер. Если так вот не заклеить лицо, к финишу можно приехать сильно обмороженным, - объясняют иностранцы.

Снегоходный марафон прошел в Салехарде

Снегоходный марафон прошел в Салехарде

Смотрите фотогалерею по теме

Арктические соревнования проходят в двух зачетных классах: для спортивных снегоходов, с шириной гусеницы менее 50-ти сантиметров, и для утилитарных, с широкими гусеницами. На таких по тундре передвигаются коренные жители Ямала — ненцы и ханты. Не удивительно, что среди участников немало тундровиков. Казалось, только их, круглый год кочующих по тундре за стадом оленей, не пугают суровые морозы. Пока городские райдеры кутаются в комбинезоны и греются в палатках, жители тундры в малицах и кисах — «тулупах» и сапогах из оленьих шкур, спокойно по несколько часов сидят на своих «железных оленях».

- В такой одежке даже на снегу можно спать, - объясняет один из участников соревнований.- А чтобы не отморозить щеки, мы смазываем их гусиным жиром.

Арктические гонки на снегоходах «Ямалкан» проходят уже второй год подряд. В этом году организаторы марафона решили усложнить трассу. Участникам предстояло преодолеть 240 километров по замерзшим рекам и предгорьям Полярного Урала — всего четыре «петли» по 60 километров. Причем, только на первом отрезке пути спортсменов и любителей ждет порядка сорока опасных участков. Но основная сложность трассы - резкие обрывы.

В этом году за главный приз в каждой из категорий — а это 800 тысяч рублей — решили побороться 84 участника. Причем двое из них — представительницы прекрасного пола.

Любовь Пуйко - коренная тундровичка. Правда, сейчас кочует, или как правильно говорить каслает, она с семьей только по полгода. Оставшиеся шесть месяцев живет в поселке. Там у нее большая семья — трое своих детей и еще пятеро приемных. На соревнования же в качестве группы поддержки приехали ее муж и один из сыновей.

- Не боитесь соревноваться с мужчинами? Может, лучше было мужа отправить на гонку или сына: трасса сложная, да и физическая сила для этого вида спорта нужна? - спрашиваю у женщины.

- У супруга плохое зрение, поэтому у него нет прав на вождение снегохода. А детям не до гонок: одни в институтах учатся, другие — в школе, - говорит райдерша. - Да и в тундре вся тяжелая работа лежит на женских плечах. Они и чум ставят, и дрова заготавливают. Я же еще и персональный водитель в нашей семье: прав-то на снегоход больше ни у кого нет. Поэтому, если нужно в магазин или больницу в соседний поселок доехать, все сразу ко мне бегут.

К началу соревнований, назначенных на десять утра, ветер усилился. Старт решено было перенести на два часа дня, а трассу сократить. Из-за погодных условий «спортсменам» оставили всего два круга, а «любителям» и вовсе один. Впрочем, чтобы прочувствовать экстремальность маршрута хватило и этого. Сразу после финиша один из финских спортсменов показал фотографам руки, покрытые кровавыми мозолями. «Сложный маршрут», - прокомментировал он.

Кстати, финны в итоге и заняли большинство призовых мест. Так победителем соревнований по классу «спорт» стал Юни Густаффсон, преодолев дистанцию за 1 час 43 минуты. Спортсмену Дмитрию Склярову не хватило всего полминуты, чтобы обогнать победителя.

Не удалось россиянам стать первыми и в классе «утилиты». Победа здесь досталась Полу Маку из США. Зато второе место завоевал оленевод Иван Тайшин из Приуральского района.

- Если бы не угодил в сугроб, смог бы обогнать американца, - рассказал «МК» Иван. - А так пару минут снегоход из снега вытаскивал и потерял на этом драгоценное время.

Участвовать в «Ямалкане» Тайшин хотел еще в прошлом году, но в семье не было достойного снегохода.

- Был отечественный «Буран», но на нем ни одни соревнований не выиграешь. Поэтому в этом году специально к гонке я приобрел новенький снегоход. Теперь вот с приза в 400 тысяч рублей долги знакомым раздам. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру