Легенда скайдавинга Олав Зипсер – о парашютизме и о космосе

«Это - часть национальной истории и российской культуры: быть парашютистами, пилотами и космонавтами»

Олав Зипсер – не просто живая легенда парашютизма. Он сам является олицетворением этого вида спорта, пребывая в неофициальном, но от этого не менее почетном, ранге «отца фрифлая» - балета в воздухе. На его счету более 22 тысяч затяжных прыжков, в то числе из стратосферы, свыше 50 наград высшей пробы на различных международных соревнованиях и успешная тренерская работа, позволившая подготовить 14 чемпионов мира. Воздушные видеосъемки Олава отмечены в 1995 году спортивной премией «Emmy» Национальной академии телевизионных искусств и науки США. Моложавого и сухопарого Олава, которому в этом году исполняется 50 лет, с прямой, по-балетному, спиной и в неизменном ярко желтом комбинезоне с парашютистами, оседлавшими ракеты и летящими к звездам, знают во всем мире. О парашютизме, о новом проекте Олава «Free Flight Astronaut» и не только, это интервью.

«Это - часть национальной истории и российской культуры: быть парашютистами, пилотами и космонавтами»
Олав Зипсер

– Как Вы стали скайдайвером? Что сподвигло Вас на этот путь?

– Я получил образование стоматолога и начал работать. Однажды я попросил начальника о трехмесячном отпуске с сохранением места, но без оплаты. У меня было замечательное детство. Я много путешествовал с родителями по Европе, объездив ее вдоль и поперек. Мне нравился приключенческий туризм, поэтому я и захотел отпуск. Начальник же мне отказал, а я ему заявил «тогда ты уволен!». В общем, я ушел с работы. На самом деле, у меня не было намерения бросать работу по починке зубов. Я просто хотел удовлетворить свою жажду приключений. И именно в той поездке я открыл для себя новый путь. Мне все больше и больше нравился скайдайвинг, полеты и путешествия. В итоге, я не нашел причин для того, чтобы вернуться к своей прежней профессии. Так я стал скайдайвером.

– Я знаю, что Вы закончили программу начальной парашютной подготовки в рекордно короткие сроки...

– С раннего детства я занимался многими видами спорта. Когда я начал изучать скайдайвинг, наставники сразу с удивлением отметили мои успехи: всего за шесть прыжков я закончил всю программу подготовки. Мне посоветовали поехать во Флориду, где в то время тренировались лучшие скайдайверы мира. Довольно быстро я понял, что мое понимание полета резко отличается от общепринятого. Даже несмотря на отсутствие у меня большого опыта, я уже имел свой собственный взгляд. К сорока пяти прыжкам я получил хорошую спонсорскую поддержку, которая дала мне возможность совершенствоваться дальше.

– Как выглядел скайдавинг того времени?

– Парашютисты того времени выполняли различные элементы акробатики, что являлось частью системы подготовки. Однако, то, как инструктора объясняли механику полета тогда и, как я вижу, многие продолжают объяснять сейчас, не совпадает с моим восприятием. По моему мнению, фрифлай – искусство использования всего воздушного пространства вокруг тела парашютиста, делающее возможным не просто падение, а настоящий полет.

– Технологии развиваются, парашютные системы становятся более компактными, люди экспериментируют с крыльями и даже снабжают их двигателями. Это будущее парашютного спорта? Быть меньше и быстрее?

– Разумеется, все оборудование становится более продвинутым. Да, у нас есть вингсьюты (примечание: костюм-крыло из ткани), но они были и в прошлом, просто не были столь хороши. Сейчас жесткие крылья оснащаются реактивными двигателями. В общем, люди продолжают активно искать новые пути к получению удовольствия от полетов. Что касается фрифлая: конечно, скайдейверы будут совершенствоваться. Может быть, большее количество трюков будет исполняться за тот же отрезок времени. Но будут ли сам полет в будущем выглядеть как-то иначе? Не думаю...

– Возможно, скайдайверы будут подниматься все выше и выше?

– В плане высот, я думаю, есть определенный лимит. Мы можем, конечно, подниматься выше, но тогда потребуются индивидуальные кислородные системы. Это - серьезное неудобство и вряд ли высотные прыжки будут мейнстримом спорта. К тому же использование специальных самолетов для подъема на эти высоты очень дорого. Воздушные шары практически достигли своей планки в рамках предыдущих экспериментов. Будущее в этой сфере деятельности - за развитием более совершенного оборудования для выживания человека, включая высотно-компенсирующие скафандры, защищающие от влияния окружающей среды на орбитальных высотах.

– Еще недавно мы немало слышали о космическом туризме, но в последнее время эти разговоры поутихли...

– Позволю себе не согласиться: в 2014 году были потрачены сотни миллиардов долларов частных инвесторов на развитие технологий для космического туризма. У меня нет сомнений, что в будущем будет космический туризм и будут построены космические гостиницы. К настоящему времени уже несколько людей побывало на международной космической станции в качестве частных туристов. Однако, пока это очень дорого, поэтому целью частного бизнеса является сделать цену более приемлемой. Думаю, в конце концов это получится. Конечно, это сложно организовать. В недавнем прошлом мы были свидетелями ряда неудач, сопровождавшихся крушением космических аппаратов и гибелью людей. Но думаю, что любое исследование, в результате которого люди хоть что-нибудь открыли, даже если речь идет об отправке каноэ на соседний остров, сопровождалось жертвами. Но это не неудачи, это трудности.

– Современные космические туристы выглядят как ускоренно подготовленные космонавты. Это не похоже на отдельную, сформировавшуюся индустрию...

– Снова вынужден не согласиться. Если бы было больше места на МКС, было бы намного больше людей, там побывавших. Немало людей, у которых есть 15-20 млн долларов на одну неделю такого отпуска. И одиннадцать или более человек уже побывали на космической станции. Конечно, это еще не космический отель для туристов, это - исследовательская станция. Однако, полагаю, что ситуация изменится с помощью частной индустрии. “Bigelow” в США уже подняли в космос несколько частных космических станций. В течение ряда лет они законсервированы, но если будет договоренность с Роскосмосом и с NASA, они смогут быть пристыкованы к международной космической станции и функционировать, как первые частные исследовательские площадки в космосе.

Олав Зипсер со своей спортивной наградой «Emmy».

– Ваш новый проект «Free Flight Astronaut» связан с возвращением на Землю людей с орбитальных станций?

– Я исхожу из того, что чем чаще люди будут отправляться в космос, тем больше вероятность возникновения критических ситуаций. В настоящее время, в рамках проекта «Free Flight Astronaut» мы работаем со многими компаниями, ставя перед собой целью разработку современного специализированного скафандра, который в критической ситуации позволит вернуть человека на Землю.

– О каких высотах идет речь?

– Мы сотрудничаем с американской компанией, которая зарезервировала в своем плане строительство пяти ракет для проекта «Free Flight Astronaut». Эти ракеты смогут подниматься на высоту до 310 километров. Мы планируем использовать их для экспериментов по возвращению на Землю с разных высот, вплоть до максимальной. При этом мы будем совершенствовать космический скафандр, системы телеметрии, контроля высоты и другое оборудование, все, что сделает скафандр функциональным и безопасным.

– Будет ли скафандр автоматически возвращать человека на Землю или потребуются специальные навыки для полета и приземления?

– На этом этапе я хочу использовать свой тридцатилетний опыт скайдайвера – испытателя для управления полетом и выживания в подобном костюме. Замечу, что скафандры, над которыми работаем – это прототипы, а не серийные изделия, которые в дальнейшей будут использоваться для спасения людей. В итоге, мы должны получить полностью автоматизированные космические «микрокорабли». В форме привычного для нас с виду космического скафандра, но оснащенного всеми видами оборудования для того, чтобы доставлять из космоса на Землю любого человека, включая раненых или находящихся в бессознательном состоянии.

– Похоже, Вы снова расширяете границы...

- -Это тот случай, когда я не претендую на новизну. Сами по себе, идеи очень стары. Парашютизм получил развитие, прежде всего, в качестве системы спасения пилотов самолетов, терпящих бедствие. Потом у парашютизма появилось военное применение. А затем энтузиастами он был превращен в разновидность спорта – скайдайвинг.

Говоря о фрифлае, я лишь разработал более комплексную философию и технику того, как можно маневрировать в воздухе. В этом нет ничего революционного. Мы, по-прежнему, делаем то же, что и раньше: спускаемся назад на Землю, просто с больших высот...

--- Вообще-то, сама идея полета не очень естественна для людей, рожденных ходить...

– Мы все родились из воды, плавая в утробе матери. Аэродинамика и гидродинамика имеют высокую степень сходства. Конечно, многие люди считают, что они не рождены для полета, но я не из их числа. Хотя бы потому, что я нередко беру детей трех-четырех лет в аэродинамическую трубу и наблюдаю как менее, чем за пять минут, без специальных инструкций они учатся летать самостоятельно. Это чудо: ребенок может научиться этому за пять минут!

– В Советском Союзе было много фантастических книг об освоении космоса, а сейчас это, похоже, вышло из моды. Что Вы думаете, жива ли космическая романтика?

– Только вдумайтесь, за последние пятьдесят лет в освоении космоса не произошло ничего впечатляющего. Я нахожу это ужасным. Я - из поколения людей, которые были современниками экспедиции на Луну и должен сказать, что это было круто. В то время чуть ли не у каждого мальчишки была мечта стать космонавтом, астронавтом, в общем, крутым чуваком в космосе. А потом, не произошло ничего. Н-и-ч-е-г-о! Роскосмос не сделал ничего, а NASA и того меньше.

Сейчас частные компании пытаются подхватить тему, хотя прорыва пока не случилось. В общем, мы потеряли несколько поколений, не сделав ни черта для космоса. Поэтому, с чего бы людям интересоваться тем, что не осуществляется? Это ужасно...

– Есть ощущение, что мечты у людей о космосе поутихли или исчезли вовсе. А ведь был полет Гагарина и его триумфальное возвращение на Землю.

- -Да! И твой отец тебе об этом рассказывал! Твои предки были впечатлены и горды своей страной. А о Гагарине, который это сделал, все говорили в новостях и писали в газетах. Сейчас это в прошлом. Никто не летит больше в космос впервые. Просто потому, что 527 человек там уже побывали. Кому есть дело, если туда полетит ещё один? Никому... В этом нет ничего особенного. Особенным было бы, если бы кто-то снова прогулялся по Луне или ступил на Марс. Или, если бы кто-то совершил космический прыжок на Землю. Или если бы построили космическую гостиницу для медового месяца. Ну, или что-то в этом роде. Вот это было бы что-то особенное.

Вот на что частные предприниматели потратили сотни миллиардов долларов лишь в одном 2014-м году. И они потратят еще много сотен миллиардов, пока не достигнут своей цели. Взамен они получат колоссальный рынок. Это вдохновляет. Предложи завтра людям отправиться на космическую станцию и она будет забронирована под завязку. Гарантирую!

– Конечно, в перспективе есть рынок для состоятельных. Но я имею в виду обычных людей, у которых нет миллионов, но которые тоже мечтают о новых Галактиках.

У всех есть мечты. 200 тысяч человек подписались на дурацкий полёт на Марс в один конец, что лично я нахожу нелепым. Все эти люди, юристы, доктора, предприниматели, они - образованные ребята. И они подписываются на билет в один конец! Вау! В общем, мы не можем сказать, что космос никому не интересен. Есть много людей, мечтающих о космосе. Но у кого есть миллионы и миллионы долларов, чтобы осуществить это на самом деле? И даже, если деньги и есть, то ты не можешь полететь в космос. Потому что ты не знаешь парня, который знает другого парня, который в свою очередь знает третьего парня, от которых все в итоге и зависит. Тогда с чего бы обычному человеку мечтать о полете?

– Вот мы перешли от парашютизма к освоению космоса. Но в итоге, это все про познание самих себя и про освоение окружающего мира. Что бы Вы пожелали российским парашютистам и людям, интересующимся этим спортом?

– Россия показывает хорошие результаты. Я думаю, что это - часть национальной истории и российской культуры: быть парашютистами, пилотами и космонавтами. В Россия высокая честь заниматься этим. Мне нравится, что в России четырнадцати-пятнадцатилетние ребята могут записаться на курсы и семинары для парашютистов в военных и в частных клубах. Россия неизменно получает множество медалей в различных категориях парашютного спорта. На протяжении последних лет есть множество спортивных достижений, которые эксклюзивно принадлежат России.

В скайдайвинге наблюдается большое развитие. Короче, идите и занимайтесь им. Будьте умны, не пытайтесь копировать все, что вы видите по телевизору. Берите идею, но используйте свое воображение. Вдохновляйтесь теми людьми, которые знают, что они делают. Используйте все возможности учиться у лучших, использовать их вдохновение и знания, чтобы не совершать распространенных ошибок и не создавать своих собственных. Будьте терпеливы в получении опыта и получайте наслаждение от учебы. Ведь это путешествие, а не пункт назначения! Вы полюбите учиться скайдайвингу! Для получения удовольствия не обязательно уже быть скайдайвером. На самом деле, учиться – это увлекательно! Делайте это! Вот вам мой совет, русские!

Фрифлай - это балет в воздухе

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27010 от 19 января 2016

Заголовок в газете: Звезда воздушного балета

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру